Ульгень и Журавль
Давным-давно было. Кудай гору-воду создал, зверя-птицу создал, человека создал. У первых людей огня не было. Они птиц просили помочь им искать огонь. Журавль-птица, пожалев людей, к Ульгеню придя, сказал: «Тобою созданные люди на морозе замерзают, от голода погибают, им огонь дай»! Ульгень рассердился. Рассердясь, огня не дал. Потом Ульгень заснул. Когда заснул, журавль-птица, войдя потихоньку в жилище Ульгеня, уголь с огнем украл и людям принес.
Птица огня
После того, как сотворилась земля, после того, как Ульгень сотворил все существа, имеющие душу, он людям огня не дал. Звери-птицы в тайге хорошо жили. Птицам в их гнездах тепло было: у птиц перья были. Зверям тоже в их берлогах тепло было: звери с шерстью были. Еда была, хорошо жили. А человек голым был. В юрте его огня нет: мясо-птицу жарить не на чем. Холодно. Люди у птиц огня попросили: «Вы кругом всей земли летаете, к небу поднимаетесь, через моря пролетаете, через горы переваливаете, летая, только вы и можете нам огонь дать».
Птицы в разные земли полетели. Огонь найти не сумели. Птица огня, оставшись, сказала: «Нет разве на березе грива, нет разве в скале камня, нет разве у человека стали? Если два камня взяв, друг о друга ударить, огонь будет!» С тех пор люди огонь высекать научились.
Легенды о том, как птица научила людей добывать огонь, перепечатана из книги Дыренковой Н. П. «Шорский фольклор» (М.—Л. 1940 г.). Ее записи выглядят лучше и полнее, нежели пурунгу чоок подобного содержания, собранные нами (А. И. Чудояков), где отсутствует информация о сотворении гор, воды и человека.
Верхнетомские шорцы запрещали убивать журавля и есть мясо этой птицы. Возможно, что этот запрет связан с представлениями о той роли, которую она сыграла в жизни людей. Вполне вероятно, что журавль был тотемной птицей некоторых местных племен.
Первая легенда записана от представителя рода Карга, вторая — в роде Четтибер (село Томазак, ныне — в черте г. Мыски). Каргинцы проживали в Южной Шории, четтиберы — в Северной. Следовательно, эти легенды были распространены по всей Шории.
В 30-х годах, когда Дыренкова Н. П. собирала здесь произведения фольклора, шорцы редко пользовались спичками, они добывали огонь так, как рассказано в легенде. Продолжал использоваться и другой более древний способ: шаманы, например, в силу стойкости религиозного сознания добывали огонь трением.
Книга: Девять бубнов шамана. Шорские легенды и предания, 1989 г.