В верховьях Абакана на Казыргане, на промысел когда я ходил, хозяин горы позвал: «Сюда иди!» [говоря] «Что ты за человек?» — говорит. Я не откликнулся, — ушел. Если откликнуться, (хозяин) душу человека уносит внутрь горы и запирает. (Тогда) тот человек, [так] сойдя с ума, умрет.
На шорском языке:
Абакан пажында Қазырған ачқа чӧрчитқамда тағ эзи қырча: «Пере кел,теп, ноо кижизиң? Тедир. Мен қарышпан парыбысқам. Қырыжыпсқанда кижиниң қудун алпарып тағға пектибисча. Ол кижи эде алынып, — ӧлпарар.
В тайге опасно откликаться, так как зовущим может быть хозяин горы. По существовавшим представлениям, последний, завладев «голосом» человека, тем самым завладевает его душой, и человек неминуемо умирает. Старики-шорцы даже боялись закричать ночью на собаку, лающую около дома, — это дух, подстерегающий человека, мог начать лаять по-собачьи и таким образом обмануть человека и похитить его душу.
Причиной сумасшествия считался захват души человека духом. Особенно часто овладевают душой охотника хозяева гор — женщины, которым этот охотник понравится.
Рассказчик: Род Таяш, ул. Чилису-Анзас
Источник: книга «Шорский фольклор» Н. П. Дыренковой, 1940 г.
Расшифровка шорского текста Л. И. Чульжановой