Утес Панто-Гаязы находится при р. Кондоме, недалеко от устья р. Корлы. Утес этот замечателен тем, что был зимнею стоянкою богатыря Ольгудека. Было время, когда Аладагцы (черневые татары Кузнецкого округа) дани никому не платили. Но вот напали на них ОйротыПод именем Ойротов сохранились предания о монголах в Алтае: название «Ойротскихъ» дается также древним монголам. В сущности сами алтайцы принадлежали к «Ойротскому союзу» при Чингис-хане, который, остался в памяти алтайцев под именем царя Ойрота (В. Вербицкий)., завоевали их и обложили ясаком. Один только аладагский богатырь Ольгудек не подчинился Ойротам, стараясь всячески избегать их. Жительство богатыря было близ Спасского золотого промысла, летом при р. Кылдаше (в 15 верстах), а зимою на утесе Панто—Гаязы (в 100 саж.). Ойроты долго искали Ольгудека безуспешно, наконец, застали его на рыбалке у р. Кондомы. Ольгудек, завидев Ойротов, бежал от них на гору Карабур и скрылся в пещере неприступного утеса.
Ойротский богатырь, одетый в кольчугу, выстрелил в Ольгудека, но стрела не долетела до него. И Ольгудек со своей стороны не дремал: он выстрелил в Ойрота, прострелил его насквозь так, что стрела воткнулась в камень. Ойроты подхватили убитого своего богатыря, привязали в торока и увезли домой. Потом, для поимки Ольгудека, приехали с большими силами, взяли его в плен, руки и ноги связали сыромятными ремнями и повезли в свою сторону. На средине их пути стоит камень величиною с корову, похожий на нее и видом. Не доезжая до этого камня трех верст, Ойроты предложили Ольгудеку состязаться с ними в стрельбе, прицеливаясь в камень-корову. Сначала стреляли Ойроты, но их стрелы не долетали до камня. Ольгудек просил развязать его, пустил стрелу, разбил камень надвое и вонзил стрелу в средину большой березы, которая стояла за камнем. Прибывши в Ойротскую землю, спутники Ольгудека объявили своему народу о силе и ловкости своего пленника.
Ойроты, желая убедиться в справедливости рассказов своих единоплеменников, предложили Ольгудеку пустить стрелу в теленка на расстоянии 10 верст с тем условием, что если стрела угодит в лоб теленку, тогда отпустят его, богатыря, домой. Ольгудек просит Ойротов развязать ему руки. Желание его исполнено. Ольгудек стреляет раз, но стрела не долетела до теленка 5 саженей, стреляет он во второй раз — стрела пролетела мимо теленка, упав в 5 саженях далее его. Тогда Ольгудек просит дозволить ему попробовать своего счастия в третий раз, но с тем условием, чтобы ему развязали и ноги. Получивши на это согласие, он отставил от себя ногу на аршин, прицелился и хватил теленка прямо в лоб, навылет в задний проход. За этот подвиг Ойроты через три года (так как он стрелял три раза) отпустили Ольгудека домой в сопровождении войска в 300 человек. Немного не доехав до своей родины, Ольгудек захворал и помер.
Брат его, Олак, услышав о смерти Ольгудека, настоял на том, чтобы, вместо умершего брата, взять кого-либо из провожатых Ойротов и женить его на вдове Ольгудека. От этого Ойрота и вдовы богатыря произошло поколение паштыка (волостной старшина) Шорской волости Эбиски, впоследствии крестника моего Ильи Васильевича Токмашева, который кочевки свои близ Спасского золотого промысла считал наследственными в своем роде и очень обижался на мастеровых служителей этого промысла, стеснявших его в покосах, как бы игнорируя его богатырское родопроисхождение. Илья Васильевич, кроме своего происхождения, замечателен был и тем, что служил несменным паштыком около 30 лет и носил, поверх новой ситцевой рубахи, большую золотую медаль на анненской ленте, жалованную Императором Павлом деду его Токмашу, тоже бывшему паштыком, или князцем (как сказано в ордере) Шорской волости, и перешедшую по наследству к нему — Эбиске-Илии.
По другому сказанию, Ольгудек женился в плену на Ойротке, имел от нее сына и печалился о своей милой родине. Ойроты сжалились над ним и отпустили его домой с женою, сыном и провожатыми. Но он не достиг родины, умер в дороге. Жена его вышла замуж за одного из провожатых, от которого и произошли многие шорцы!
В. Вербицкий,
«Шорский Сборник», Кемерово, 1994 год.
Литературный сборник. Спб., 1885, с. 347-349.