С любовью к Шории!

У хозяина горы Падыган младший сын был. Они вдвоем в другую тайгу девицу сватать пошли. Той горы хозяин им чашку с водкой подал. Сын его (хозяина горы Падыган), ту чашку взяв, прежде отца выпил. Потом отец его, рассердясь, ребенка [его] ударил. Как ударил, темя его пробил. Его кровь, ручейком сделавшись, потекла. Этот ручеек впадает в Соль Мрассу.

 

На шорском языке:

Падыған тағ эзиниӊ очу оғлу полған полар. Ылар ийгеле пашқа тайғаға қыс қудалап парғаннар. Ол тағдыӊ эзи ларға арағалығ айақ перген. Оғлу ол айақты алвалып абазынаӊ пурнада ижибискен. Анаӊ абазы қанығып палазын шапқан. Шапқанозуба тегейиӊ ойа шабысқан. Анаӊ қаны колчақ пол аққан. По колчақ Соль Прасқа кирчир.


Представления о горах как о живых существах и представления о них как о вместилищах духов-хозяев (эзи) теснейшим образом переплетались и подчас совершенно сливались. Поэтому в легендах очень часто трудно бывает определить, идет ли речь о самой горе или об ее хозяине, является ли сама гора живой и действующей или же действие относится к хозяину, в ней обитающему.

По старому представлению шорцев, горы и их хозяева живут подобно людям. Они могут передвигаться, переходить из одного района в другой. Они состоят в родственных отношениях друг с другом. Более низкие горы подчинены высоким или чем-либо замечательным горам. Горы воюют между собою, вступают в брак и т.д. Каждый род имел свою родовую гору-тайгу, являвшуюся обычно местом промысла этого рода.

Ср. у скотоводов: «алтаец поклоняется той горе, откуда бегут воды, орошающие долины, на которых пасутся его стада. Шаманист, получая свое богатство, жизнь и другие благо, сознает, что эти блага идут из какого-то рога изобилия, но рог этот гора, где он имеет свои кочевья. Каждый сӧӧк (род) имеет свой алтай» (Приложение к отчету Алтайской духовной миссии 1911 г., стр. 91).

Жертвоприношения горам носили ярко выраженный родовой характер. Существовали определенные запреты для женщин, как чужеродок, по отношению к родовым горам, — запреты, аналогичные запретам по отношению к старшим родственника мужа. Им запрещалось проходить мимо родовых гор с непокрытой головой, босыми и т. д. Им запрещалось также подниматься на эти горы.

В многочисленных легендах отразились представления о горах как о живых некогда богатырях. Ср. В.И. Вербицкий, Алтайские горы по легендам инородцев (Мировоззрение и народное творчество сибирских инородческих прлемен. Литературный сборник. Спб., 1885, стр. 335—352): «Алтайские горы, замечательные или своей высотою, или очертаниями, были до потопа богатырями. Некоторые из этих богатырей еще до потопа же были превращены в горы. Из допотопной жизни богатырей в народных преданиях особенно обращено внимание на свадьбы и войны их» (стр. 340).

Рассказчик: Род Кый, верховье р. Мрассу

Источник: книга «Шорский фольклор» Н. П. Дыренковой, 1940 г.
Расшифровка шорского текста Л. И. Чульжановой

Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Смотрите также

Обратная связь