Что такое история народа? Зачем ее нужно знать? Ответы на эти вопросы просты и сложны одновременно. Наверное, историю народа надо знать, чтобы двигаться вперед в нужном направлении и с пониманием откуда мы движемся, как движемся и к какой цели. Действительность в ее развитии и движении — это и есть история.
История шорцев изучена плохо, у нас нет книг и учебников по шорской истории, нет научных исследований. В этих условиях любая информация на эту тему особенно ценна.
Большую работу по сбору информации о жизни шорцев в 20-ом веке провела Ирина Ильинична Улагашева (Чульжанова). По образованию И. И. Улагашева историк, она закончила в 1985 году исторический факультет Кемеровского госуниверситета, в настоящее время работает в Мысках учителем истории в школе. В середине 90-х годов она успела собрать бесценные данные о жизни шорцев от наших пожилых людей, многих из которых сегодня уже нет в живых.
Ирина Ильинична по зову сердца, без никакой поддержки провела большую работу: она встречалась в Мысках, разговаривала и записывала информацию о жизни шорцев от бывших репрессированных, партийных и советских работников, от их родственников, свидетелей и участников исторических событий. Вот люди, с которыми встречалась И. И. Улагашева:
— Мария Всеволодовна Сандыкова (Чульжанова), учитель, жена советского и партийного работника Сандыкова, который занимался высылкой раскулачиваемых людей в Мысках;
— Анна Ерофеевна Чиспиякова, учитель, жена комсомольского и партийного работника А. И. Арбачакова;
— Василиса Афанасьевна Сербегешева, учитель;
— Мария Васильевна Кусургашева, врач;
— Александр Васильевич Кусургашев, участник войны, он рассказал о деревне Акколь и войне;
— Зоя Лазаревна Чульжанова, учитель, рассказала о жизни в Акколе и Мысках;
— Анна Антоновна Жога (девичья фамилия Мешегешева), была репрессирована вместе с раскулаченным отцом и выслана с семьей в Нарым из деревни Тетенза;
— Аймаканова Л., учитель, рассказала об истории села Томазак (Мыски);
— Кусургашева Полина Тимофеевна, доцент, друг Горького, рассказала о жизни в деревне Безруково;
— Луговских (Апанаева) Елена Константиновна, врач, участница войны, рассказала о деревне Безруково;
— сестры Мигашева Василиса Михайловна и Чульжанова Агафья Михайловна (в девичестве Куртигешевы) рассказали о жизни родной деревни Березовая Грива.
Кроме этого в 1995 году И. И. Улагашева провела работу в архивах Новокузнецка и Кемерова, куда ездила за свой собственный счет (транспорт и проживание в течение нескольких дней). Она хотела бы продолжить работу в архивах, где хранится много неизвестного из истории шорцев, но, к сожалению, не получила поддержки у бывшего президента АШН Е. А. Бекренева, который пообещал профинансировать поездку в Кемерово в областной архив, но не выполнил свое обещание.
В 1996 году в мысковской газете «Вариант» вышла в свет серия больших исторических статей, написанных Ириной Ильиничной: «Пища шорцев», «Певец Шории» (о поэте и кайчи С. Торбокове) , «Церковь и шорцы», «Шорские кузнецы», «Пытались найти свой путь» (статья посвящена 70-летию образования Горно-Шорского района), «Купцы Тотышевы», «Об охоте», «Забытая империя» (о древних тюрках). Были также написаны и опубликованы статьи в информационном бюллетене «Туган Чер», материалы «Шорские имена» (по данным метрических книг), список участников ВОВ по данным архива мысковского военкомата. В 1998 году вышел самиздатовский сборник рассказов-былей «Кыта», написанных И. И. Улагашевой.
В вышедших в свет статьях по истории шорцев — лишь часть имеющегося большого материала, собранного Ириной Ильиничной. В планах и мечтах было написать историю шорских поселков: Тетенза, откуда был родом ее отец Чульжанов Илья Евгеньевич и Березовая Грива, откуда родом ее мать Чульжанова (Куртигешева) Агафья Михайловна, а также Акколь, Чувашка и Красный Яр, но пока что на это не хватает времени и сил, так как работа эта очень трудоемкая и ответственная.
Статьи И. И. Улагашевой — интересны и глубоки по содержанию, в них приводится много фактов, мнений, комментариев, не только автора, но других людей, в том числе и ученых. Читая статьи Ирины Ильиничны, понимаешь — насколько драматична и интересна история шорцев. Жизнь постоянно бросает шорскому народу вызовы (климатические, культурные, экономические, политические), но народ отвечает на эти вызовы, напрягая свои силы, свой интеллект, и выживает, творя свою историю. Читая статьи И. И. Улагашевой, проникаешься глубоким пониманием того, что история шорского народа — это история его несгибающегося Духа.
Любовь Чульжанова
2004 год