С любовью к Шории!

Последний кайчи Горной Шории — Таннагашев В.Е.

Арбачакова Л. Н. Последний кайчи Горной Шории — Таннагашев В. Е. // Проблемы национально-регионального компонента в условиях модернизации образования. — Новокузнецк, 2002 г. — С. 304-306.

В настоящее время в Горной Шории остался последний представитель мрасской сказительской школы и всей шорской традиции в целом — Таннагашев Владимир Егорович.

Шорский кайчи — Таннагашев Владимир Егорович родился в 1932 году в селе Курья (шор. Колдиге аал). Там же закончил семь классов, после службы в армии женился и до пенсионного возраста работал шахтером. И все это время Таннагашев В. Е. остается большим знатоком и любителем своего фольклора.

О шорском кае сказитель знал с раннего детства. Уже с четырех лет он слушал выступления известных в то время шорских сказителей: Морошко (Напазаков Н. А.), Акмета (Абакаев А. И.), которых специально приглашали из других сел. Отрывки некоторых сказаний в исполнении Акмета и Морошки кайчи помнит до сих пор.

Кроме вышеперечисленных сказителей, Таннагашев В. Е. был знаком с эпическими сказаниями кайчи: Кыдыякова П. И., Торбокова С. С., Амзорова П. Н. и многих других кайчи, но своим учителем он считает Амзорова Прокопия Никонноровича. В 14 лет он уже подражал молодому и талантливому кайчи – Амзорову Прокопию Никаноровичу, наигрывая на балалайке. Примерно, с 30-ти лет Владимир Егорович исполнял сказания в кругу своих родных, а позже его стали приглашать на похороны, где он должен был на протяжении всей ночи, исполнять алыптыг ныбак с трагическим концом. Его публичное выступление произошло в 1987 году в национальном празднике Пайрам в поселке Чувашка. Сегодня кайчи активно занимается пропагандой своего искусства и мечтает обучать этому шорских детей.

Мое знакомство с кайчи состоялось в 1995 году в его городской квартире. Из нашего общения с ним, выяснилось, что он помнит около 80 героических 2 сказаний, которые, по его словам, он обычно исполняет устным сказыванием. Однако, по нашей просьбе, он исполнил сказание «Казыр Тоо» традиционным способом: каем (горловое пение), под сопровождение двухструнного музыкального инструмента — комуса. В процессе исполнения произведения, было заметно, что кайчи после музыкальной части сказывания с большим увлечением, рассказывает содержание пропетой части. Позже, сказитель нам признался, что комус мешает ему сосредоточиться, поэтому он предпочитает рассказывать без него.

В настоящее время нами записано от кайчи 25 героических сказаний, которые он перенял в основном от Амзорова Прокопия Никаноровича. Кроме этого мы сделали одну видеозапись героического сказания.

Имена других сказителей, у которых перенял Таннагашев В. Е., мы укажем в списке.

1. «Казыр Тоо», апрель, 1996 г., под комус и кай, запись Л. Н. Арбачакова (далее мы не будем отмечать имя собирателя, так как почти все записи были сделаны Л. Н. Арбачаковой, а там где была произведена совместная запись, отметим).

2. «Чабал Кан Мерген», 1996 г. без кая.

3. «Ак кыр аттыг Алтын Тайчы» октябрь, 1996 г., без кая.

4. «Алып Карачын кыс», декабрь 1996 г., без кая.

5. «Чеппе сар аттыг Чеппе Салгын», январь, 1997 г., без кая.

6. «Салгын четпес сар аттыг Сарыг Кан», 1997 г., без кая.

7. «Алтын чаллыг ак кыр аттыг Алтын Тайчы», октябрь 1998 г. исполнение речитативом без кая.

8. «Уш кулактыг ак кор аттыг Ак Кан », запись май 1999 г. (слышал от Кастаракова Григория, без кая, вариант Ак Кана).

9. «Кунну корген Кун Коок», март 1999 г., без кая.

10. «Чылан Точий», август, 1999 г.кай (запись сделана совместно с Р.Б. Назаренко), кай.

11. «Кара Кан» — август 1999 г. (запись сделана совместно с Р.Б. Назаренко), кай.

12. «Октемеш сар аттыг Октемеш Моке» 2000 г., без кая.

13. «Он алыптын майынын пир кестепкел чайалган Кан Кичей» (кай, перенял от Ахмета, частная экспедиция, ноябрь, 2000 г.).

14. «Ак Кан», май, 2000 г. под кай и комус.

15. «Кара Кан», 1 декабря, 2000 г., слышал от Токмагашева Павла Петровича.

16. «Алып Кускун», кай, 2000 г., слышал от Кыдыякова Павла Ивановича.

17. «Ак Плек», кай, 2000 г., слышал от Мукалиша.

18.«Ак Кан» (2 вариант, слышал от Кастаракова Г.), запись 1 вар. 2000 г. 2 вар. сентябрь 2001 год.

19. «Ачазы кул атпа тунмазы кул ат», кай, 2001 г., январь, слышал от Ахмета.

20. «Казыр Салгынма Кара Салгын», кай, май 2001 г. (от Токмагашева Павла Петровича).

21. «Чаш Салгын» март, 2001 г., кай.

22. «Кара Кан» январь, 2001 г., без кая, слышал от Амзорова П.Н.

23. «Кок Торчук», апрель 2001 г., кай, слышал от Борискина Василия, из Курьи.

24. «Аттын чабыс кан чегрен аттыг Кан Мерген, кай, март 2001 г.

25. «Свет Оолак», (видеозапись), кай, март, 2002 г., март, слышал от Токмагашева Иллариона Владимировича, рас. В 1946—1947 гг. в пос. Казасс.

26. «Кан Мерген», кай, (Патачаков, прозвище «Опим-апший»).

27. «Ак Кан», май, 2003 г. под кай и комус.

Помимо аудио и видео-записей в архиве Л. Н. Арбачаковой и Л. И. Чульжановой хранятся копии самозаписей кайчи: вариант аудиозаписи «Увидевшая солнце Кюн Кек» (зап. 1999 г.), «Кек Кюн» (зап. 2005 г. слышал от Амзорова П. Н.), «Кек Торчук» (зап. 1999 г.), «Алтын Салгын» (зап. 2004 г.), Сютен арыг Ак Кан» (зап. слышал в 1946 г. от П. И. Кыдычкова), «Кан Эргек» (зап. 2005 г.), «Кара Кан» (зап. 1999 г.), «Алтын Коста» (зап. 2003 г.).

В последние годы к творчеству В. Е. Таннагашева стали проявлять интерес не только российские ученые, но и зарубежные. Так, летом 2001 года алтайские ученые, во главе с директором Горно-Алтайского Института гуманитарных исследований — Садаловой Т. М., произвели аудио и видеозаписи его сказаний. Осенью этого же года из Голландии к нему приезжала Лисбет Ниссен.

С 2000 года В. Е. Таннагашев стал заниматься самозаписью своих произведений. Весной 2002 года две тетради с рукописью героических сказаний были переданы им ученому-этнографу Д. Функ. По словам кайчи, Д. Функ произвел видео и аудиозапись сказания «Чабыс Чапан».

Статья выполнена при финансовой поддержке проекта РГНФ (грант № 01-04-00269а).

Примечание: В статье использованы материалы из личного архива Л. Н. Арбачаковой.

Скачать статью (PDF) (198 Кб)

О Владимире Егоровиче. Так же представлена аудиозапись героического сказания «Алып Кускун» записанного Л. Н. Арбачаковой в 2000 г. в г. Мыски Кемеровской обл.

Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Обратная связь