Развитие шорского эпического творчества начинается с произведений, созданных на базе охоты и раннего скотоводства и поэтизирующих промысел, меткость стрелка, «закон равной доли» — нравственный принцип народа, экзогамный брак, его покровителя и врагов (мифических персонажей), то есть всего того, на чем были основаны внутриродовые отношения и представления. В тот период времени, когда межродовые связи устанавливались только посредством экзогамного брака, условиями для дальнейшего развития эпоса являлись, естественно, главным образом охота, развитие скотоводства, мотыжное земледелие и ранняя примитивная металлургия (вначале цветная, потом и черная), то есть многоотраслевое натуральное хозяйство, в условиях Южной Сибири возникшее задолго до нашей эры.
В условиях раннего многоотраслевого натурального хозяйства значительно обновилась психика, то есть духовная жизнь людей южносибирского региона. К «закону равной доли» прибавился новый нравственный принцип: «закон равного воздаяния», проявившийся в шорском эпосе в форме заступничества сына за отца и возникший вследствие межродовых и межплеменных распрей,— своеобразных путей преодоления внутриродовой замкнутости, образовании новой социальной организации, выработки новых эстетических отношений и ценностей.
В новых условиях жизни идет борьба за распространение нравственности и эстетических ценностей родового коллектива во вновь формирующемся социальном устройстве. Поскольку новые ранние феодальные отношения оказались чуждыми для традиционной родовой организации, борьба затянулась надолго, но в конечном счете привела к открытию нового нравственного принципа, с помощью которого разрушались прежние родовые отношения. Новым нравственным принципом, успешно разрешившим проблемы нравственности, оказался принцип «сострадания», в эпосе реализованный в форме защиты богатырем обездоленных социально гонимых и данников, которых ханы-завоеватели душили экономически.
Развитие форм брака и семьи идет от экзогамии к признанию чувства любви и верности, при настойчивом насаждении брака купли-продажи.
В мышлении происходит постепенная смена мифологической формы на эпическую форму, мифические сюжеты и мотивы используются как средства эпического стиля.
В области чувств и эмоций развитие шло в направлении чуткого восприятия эпическим героем страдания совершенно для него «чужих людей». В произведениях позднего периода эпический герой наряду с другими чувствами наделен чувством стыда и совести.
Таковы главные производственные, социальные, нравственные, эстетические, экономические и другие отношения и стороны жизни, чувства и эмоции, реализованные в образах эпического героя творчества шорского народа, отраженные в эпосе в поступательном развитии.
Какими путями это развитие осуществлялось в произведении шорского эпоса?
Развитие шорского эпоса происходило путем рождения новых тем, мотивов, сюжетов, образов и новых видов эпоса: присоединения их к тем или иным ранее известным произведениям. Например, тема борьбы богатырей против уплаты дани чужим ханам-завоевателям разрабатывалась путем присоединения к ранее известному сюжету в начале одной фразы: «твой отец отказался платить мне албан (дань), поэтому я убил его» (поэма «Оглак», запись В. В. Радлова). Потом к этой фразе присоединились другие, уточняющие первую. Так возникал мотив. В последующем развитии мотив превращался в сюжет. По нашему мнению, на основе темы о героическом сватовстве, вследствие таких чувств, как верность мужу, затем чувство любви, развилась тема верности, дружбы и любви. Результатами дальнейшего ее развития явились такие поэмы, как «Алтын Сом», «Казыр Тоо», «Алтын Тойчи», «Алтын Тона» и многие другие, образовавшие отдельный вид шорского эпоса.
Художественная задача нередко решалась переосмыслением отрицательных мифических образов, усилением в них человеческих черт и качеств, а также путем постепенного придания образам эпических героев человеческих черт. Вследствие такого переосмысления отрицательные мифические персонажи, с одной стороны, эпические герои, с другой — более очеловечивались (наделялись более человеческими чертами). Из первых создавались образы социальных врагов, из вторых — образы народных героев — заступников обездоленных и данников.
Вполне естественно, соответствующим образом развивались как способы, приемы, так и средства поэтизации героев; развивалась вся художественно-образная система; разрабатывались эпические средства поэтизации явлений жизни, действий героев; усовершенствовались композиционно-сюжетные организации, система тропов, ритмическая поэтическая речь.
А. И. Чудояков, кандидат филологичесских наук,
из книги «Этюды шорского эпоса»