В Кемеровском государственном университете работает Лаборатория этносоциальной и этноэкологической геоинформатики под руководством кандидата исторических наук В. В. Поддубикова. Ежегодно, начиная с 2004 года, эта Лаборатория получает 400 тысяч рублей на проведение этнологической экспертизы шорцев в муниципальных образованиях юга Кемеровской области. В одной из своих статей В. В. Поддубиков писал, что «… в настоящее время большое практическое значение приобретают исследования, направленные на оценку современного состояния традиционных форм природопользования коренных малочисленных этносов. Их результаты способны послужить научной основой для управленческих решений в области поддержки традиционной культуры и образа жизни коренных народов».
Ничего удивительного в том, что Лаборатория проводила этнологические исследования нет. Удивляет то, что финансирование шло из областного бюджета по Программам «Социально-экономическое развитие наций и народностей Кемеровской области» и «Социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов» на проведения этнологической экспертизы. Дело в том, что правовой основы для проведения этнологической экспертизы не было, так как нет ни федерального, ни областного закона, ни нормативных актов об этнологической экспертизе. Есть только определение в федеральным законе «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», где говорится, что этнологическая экспертиза — это научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса. Однако порядок проведения, методы, критерии, правовой статус выводов и рекомендаций этнологической экспертизы федеральными законами не установлены. То есть здесь можно усмотреть нарушение законодательства со стороны департамента культуры и национальной политики. Надо добавить, что все этнологические экспертизы проводились втайне и без участия шорцев, что также противоречит закону.
Департамент культуры и национальной политики (с 2020 года Министерство), уполномоченный заниматься поддержкой коренных малочисленных народов и решать проблемы шорцев, из года в год закладывал средства на этнологическую экспертизу в целевую программу, вводя в заблуждение, как вышестоящее руководство области, что похоже на подлог, так и шорцев, отправляя им на их обращения отписки о необходимости проведения очередной этнологической экспертизы, прежде чем решить какую-то проблему — создать территории традиционного природопользования (ТТП) или внести изменения в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности (Перечень ТП и ТХД). Занимался этой работой отдел межнациональных отношений и поддержки коренных малочисленных народов: руководитель отдела, заместитель начальника департамента Акимова Т. А. и специалист Щурова Л. В..
И тут просматривается связь между тем, какие заключения выдавал В. В. Поддубиков в результате «этнологической экспертизы» и департаментом, который постоянно чинит препятствия созданию ТТП и не включает муниципальные районы и округа в Перечень ТП и ТХД. На основании исследований Лаборатории установлены отрицательные показатели по наличию представителей коренного населения, ведущих традиционный образ жизни (то есть, шорцы не занимаются традиционной хозяйственной деятельностью), поэтому департамент культуры и национальной политики считает преждевременным и нецелесообразным включение в Перечень ТП и ТХД вместо поселков муниципальные образования. А шорцы из-за этого не могут пользоваться законными правами на традиционное природопользование, не могут заниматься охотой и рыболовством. Такова научная основа «для управленческих решений в области поддержки традиционной культуры и образа жизни коренных народов» у департамента культуры и национальной политики Кемеровской области. С результатами этнологической экспертизы шорская общественность до сих пор так и не ознакомлена, что возникает вопрос: а была ли она вообще? И на что тогда были израсходованы 5 миллионов бюджетных рублей за 16 лет?
Надо сказать, что, не смотря на усилия шорских общественных организаций и общин, которые с нулевых годов 21 века (сразу после принятия федерального закона о ТТП в 2000 году) не устают обращаться к губернатору с просьбами о создании территорий традиционного природопользования, в Кемеровской области этот вопрос до сих пор не решен. Не решается также вопрос о включении в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности муниципальных районов вместо поселков. А ведь от этого во многом зависит устойчивое развитие шорского этноса, численность которого снижается неуклонно в течение 30 лет. Об этом говорят данные переписи: 1989 год —12585 человек, 2010 — 10672. Вместо того, чтобы тратить бюджетные средства на проведение ежегодных этнологических исследований В. В. Поддубикова, результаты которых так и не сообщили шорской общественности, лучше бы провели научное исследование причин сокращения численности шорцев.
И вот в условиях, когда шорцы отдаленных поселков не могут заниматься охотой и рыболовством для личного потребления, получать социальную пенсию, и проблемы их не решаются из года в год, а департамент культуры и национальной политики бездействует или чинит препятствия решению проблем, настало время для работы правоохранительных органов.
В настоящее время правоохранительные органы ведут проверку на предмет возможного наличия в действиях и бездействиях должностных лиц Министерства культуры и национальной политики Акимовой Т. А. и Щуровой Л. В. признаков преступления, предусмотренного статьями 285 и 292 Уголовного кодекса Российской Федерации — подлог, нецелевое использование бюджетных средств и злоупотребление должностными полномочиями. А ведь всего этого можно было избежать, если бы департамент культуры и национальной политики умел слышать коренные малочисленные народы, вести с ними диалог и старался решать их проблемы, а не продавливал свои незаконные решения против воли народов.