Ӱстӱнгал («Верхняя деревня») — так шорцы называют свою деревню, расположенную на берегу Мрассу. По недоразумению стали вдруг называть ее странным названием — Чувашкой. С течением времени название закрепилось и люди свыклись с ним. Труднее свыкнутся с мыслью, что Ӱстӱнгал-Чувашка может исчезнуть с лица земли, как исчезла соседняя деревня Курья, по-шорски Кӧлдагал, что в переводе «Деревня на озере».
Мало того, что в плотную с Чувашкой и с находящимся на противоположном берегу реки Мрассу поселком Казас работают Сибиргинский, Красногорский, Междуреченский угольные разрезы, которые перерыли и обезобразили всю землю вокруг поселков, так новые хозяева открывающейся шахты «Урегол», что за Чувашкой, осенью 2003 года быстро сделали просеку и провели технологическую дорогу вдоль чувашинского кладбища (вначале вообще хотели через кладбище проложить) к будущему складу угля и поставили ЛЭП на берегу Мрассу к своей шахте (в то время эта шахта принадлежала Магнитогорскому металлургическому комбинату, а сейчас Сибиргинскому разрезу), не имея на то соответствующих документов (не проведена была общественно-экологическая экспертиза, не продлена лицензия на добычу угля). Все это быстрое строительство взволновало жителей. С весны 2004 года начали происходить бурные сходы жителей, после чего шахта «Урегол» прекратила свою работу и остановила строительные работы. Это можно считать победой жителей и рабочей группы, которая была создана на сходах для отстаивания своих интересов. Рабочая группа прошла 30 судов и обращалась за поддержкой во все инстанции. Имеется 300 листов переписки с представителями всех уровней власти (от местной до областной и федеральной), которым безразлично, что угольные предприятия нарушают законы и нормы, а также права коренного малочисленного народа. Все суды были также на стороне угольных предприятий.
С 2004 года пошли слухи о ликвидации двух шорских поселков Казаса и Чувашки. Хотя, по словам заместителя главы города по национальным вопросам Р. П. Апонькина, никакой ликвидации поселков не будет и все слухи об этом — провокация.
Сегодня в Чувашке затишье, но власти свои дела делают, хотят, наверное, взять своё «не мытьем, так катаньем», чтобы от бывшего Чувашинского национального сельсовета ничего не осталось. А ведь территория Чувашинского национального сельсовета — от Мрасских порогов до Сибиргинского разреза по обе стороны Мрассу площадью 158 тысяч га с шестью поселками (Казас, Чувашка, Тоз, Чуазас, Березовый и Камешок с населением 800 человек), решением Правительства России входит в Перечень районов традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и с мнением коренного народа должны считаться.
Чувашинский национальный сельсовет ликвидирован в 2002 году на основании того, что якобы не были достигнуты цели его образования (в 1992 году), а именно — не созданы предприятия, которые бы занимались фермерскими и традиционными отраслями хозяйствования. Но это, конечно, не причина, а предлог для ликвидации национального сельсовета. Ведь до ликвидации налоги на землю с разрезов шли в бюджет национального сельсовета на строительство и ремонт дорог, мостов, школы, ФАПа, клуба, на благоустройство, а теперь они уходят в Новокузнецкий район, так как Мысковский район не создан.
Территория Чувашинского сельсовета сейчас относится к Новокузнецкому району, который получает большие налоги за землю и недра с угольных разрезов Междуреченский и Красногорский (с 2004 года мысковские депуты добились, что Сибиргинский разрез платит налоги в размере 69 млн. рублей в бюджет Мысков). Поэтому администрация Новокузнецкого района отводит земли под новые разработки угля рядом с шорскими поселками без учета мнения коренного малочисленного народа.
С января 2006 года поселок Чувашка вошел в Мысковский городской округ. По словам председателя рабочей группы, депутата мысковского горсовета Владимира Васильевича Апанаева, сделано это было главой города Мыски Ю. А. Тороповым и главой администрации Новокузнецкого района Кавардаковым С. Н., которые подписали соответствующее соглашение вопреки решению мысковского городского Совета депутатов. Фактически это соглашение не имеет юридической силы и должно быть опротестовано в суде. По этому незаконному соглашению земля, которая находится сразу за огородами, к Чувашке уже не относится. Это значит, что жители не могут иметь в отношении этой земли никакого права голоса. Летом 2006 года решением городских властей ликвидирована начальная малокомплектная школа в Чувашке. И что остается думать после всего этого?
Современные ненасытные толстосуммы тянут свои руки к богатым месторождениям каменного угля и других полезных ископаемых, которыми богата Шория, чтобы положить в свой карман все новые и новые прибыли. При этом новоявленные миллионеры совершенно не считаются с правами и интересами коренных жителей. Им нет дела, что в поселках Казас и Чувашка шорцы живут не одну сотню лет, что эти места священны для всех шорцев. Земля Устюнгал дала Шории много выдающихся людей. Здесь жили самые выдающиеся шорские кайчы.
Разве это не варварство, когда рядом с кладбищем, где похоронены отцы и матери, дети и внуки еще живущих людей, проложили дорогу для большегрузных машин, которые проезжая, сотрясают все вокруг?
А как повела во всей этой тяжелой ситуации Ассоциация шорского народа, призванная отстаивать интересы шорцев, ее президент и члены совета? И М. П. Тунеков (президент Ассоциации шорского народа), и Е. А. Бекренев (бывший глава Чувашинского сельсовета), и М. В. Сербегешева (бывший специалист департамента национальной политики), и С. М. Дудкина (бывший председатель мысковского городского общества «Шория») не стали отстаивать интересы жителей Казаса и Чувашки, пошли на поводу властей и угольных предприятий, тем самым растеряв последний авторитет Ассоциации шорского народа. Поселки отстояли только члены рабочей группы во главе с Апанаевым В. В.. Это Валентина Егоровна Борискина, Вячеслав Трофимович Мижаков, Юрий Николаевич Кастараков (председатель общества «Шория»), Алексей Алексеевич Напазаков. То, через что пришлось пройти этим людям, можно писать уже романы. Их стойкость и мужество вызывают уважение.
В настоящее время Чувашинская проблема стоит на контроле в Российской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и в Генеральной Прокуратуре России. Готовятся документы и в международные организации. Хочется надеяться, что в противостоянии народа и капитала победа будет не за теми у кого сила, а за теми у кого правда.
Любовь Чульжанова
2006 год