22 марта 2000 года в Междуреченске на священной для шорцев Сыркашинской горе впервые был проведен обряд встречи Чыл Пажы — Нового Года по шорскому календарю. Тем самым был открыт не только Новый 2000-й Год — Чыл Пажы, а также новое столетие и тысячелетие. Обряд был проведен бурятским шаманом В. Зодбоевым, а инициатива встречи Нового Года по старинному обычаю принадлежала гостям из Хакасии Антонине Семеновне Тутатчиковой, членом совета Лиги хакасских женщин, режиссером, и Людмиле Николаевне Отургашевой, председателю республиканской организации «Шория», объединяющей шорцев Хакасии.
Наши предки верили, что в холодные зимы потому на земле царит смерть природы, что ее покидают на это время Духи гор и воды. Возвращаются они на землю только в день весеннего равноденствия, а в отсутствие их на земле правят злые силы. 22 марта, в день весеннего равноденствия, когда день становится равным ночи, когда природа пробуждается к новой жизни, наши предки встречали возвращающихся с Неба Духов гор и воды столом угощения, благодарили От Эне — Дух Огня, за тепло и пищу, а также просили у Духов гор и воды благополучия для народа, удачи, урожая, здоровья, благополучия для своих родных и близких, просили помочь очиститься от нехороших помыслов. Главное, — это очиститься духовно, чтобы войти в Новый Год с чистой и обновленной душой.
Раньше верили, что в отсутствие богов и духов на земле вволю тешатся злые силы, принося людям несчастья, проникая в их жилища, а самое страшное — порождая в них недобрые помыслы.
В Хакасии уже несколько лет встречают Чыл Пажы в день весеннего равноденствия. В центре Абакана проходит торжественное и многолюдное празднование, выполняются ритуалы благодарения, очищения, почитания Священной Березе. Поскольку храмом для проведения праздников (сезонных, ритуальных, связанных со стихиями) всегда служила природа, все ритуальные священодействия связаны с Огнем и Священной Березой. Завершается праздник выступлением артистов, песнями, танцами, народным гулянием.
Около десяти часов утра, морозного и ветренного, около двадцати человек приехали во вторые Сыркаши, поднялись чуть выше подножия горы, выбрали место для проведения обрядов недалеко от берез. Как сказали гости из Хакасии, развели три костра. Первый из них, предназначенный для ритуала очищения, развели на юге, второй — для приготовления обрядовой пищи — на востоке и еще один костер — для хозяйственных нужд. На одном из костров начали варить ритуальную пищу из мяса, чтобы угостить возвращающихся Духов. Очищение души происходило следующим образом: все неприятности, болезни, грехи люди «завязывали» узлом на черных ленточках и бросали их в Очистительный Огонь, чтобы все плохое сгорело и не мешало жить. Затем просили у Духов любви, удачи, урожая, здоровья и благополучия, привязывая чаламы — ленты белого цвета — цвета сакральной чистоты, синего цвета — цвета безоблачного неба, мира, гармонии, красного — Солнца и Огня, на Священную Березу, которая считается деревом, умеющим говорить с богами. (Также для очищения окуривают богородской травой очаг, жилища, селение, обходя их по ходу солнца).
Шаманисты в недавнем прошлом, шорцы сегодня забыли про своих духов и богов. Может быть, поэтому оказались у черты гибели. Сейчас надо восстанавливать свою веру, религию, помогать своим духам, а они будут помогать нам. Встреча Чыл Пажы — это первый шаг в этом направлении.