Функция художественной деятельности — нести
прекрасное в души и сердца людей
Шорские художники. Возрождение?
В прошлом и настоящем национальные художники творят разрознено, исключительно по личной инициативе; не созданы благоприятные условия для плодотворной работы, и это сказывается на скромных творческих достижениях, если сравнивать эти достижения с другими народами. Талантливые мастера неизвестны широкому кругу людей, не существует и объединяющего духовного центра или своей национальной Третьяковской галереи.
Проанализируем причину, почему шорская культура и искусство ещё не сформировались и находятся на этапе становления довольно длительный период времени. Об этой причине давно говорит интеллигенция, также о ней можно прочитать и в книге доктора исторических наук, профессора Кимеева В. М. «Шорцы кто они?»:
«После ликвидации Горно-Шорского национального района в 1939 году этническое развитие шорцев стало замедляться и принимать иные формы»;
«Большой урон в эти годы понесла нарождающаяся национальная интеллигенция в результате необоснованных репрессий. По обвинению в контрреволюционном националистическом заговоре были уничтожены почти все наиболее видные ее представители»;
«Уцелевшие после репрессий шорские учителя и другие представители интеллигенции большей частью погибли на фронте, что явилось невосполнимой утратой для маленького народа»;
«…однако реальных условий для дальнейшего развития общешорской национальной культуры уже не было. Были закрыты педтехникум, редакция национальной газеты, делопроизводство и преподавание в школах стали вестись только на русском языке. И сейчас очевидно, что без сохранения автономии этот ещё не окрепший народ гармонично развиваться не может».
Но всё течет, всё меняется и временами появляются уже мечты о том, чтобы, наконец, выглянуло солнце, наступила весна и распустились листья, подул свежий ветер, и заиграли яркие краски на душе-холсте художника. У человека всегда были потребности не только материальные, но и духовные.
Взяв на себя роль проводника в духовный мир национальных художников, имея большой опыт в искусстве и прекрасное художественное образование, познакомлю всех интересующихся культурой с замечательными мастерами, которые вносят посильный вклад в развитие изобразительного искусства Шории.
Стоит выделить всех одарённых национальных творцов, чьи работы не похожи на что-то привычное в этом обыденном мире, имеют свою уникальность и являются произведениями, очень важными для народа.
Светлые, искренние художники Шории, назовём их первопроходцами, которых мы, возможно, ещё не всех знаем, и наша совместная задача найти и показать наше общее достояние. Они словно окутаны дымкой времен и романтической таинственностью их непонятного творческого поиска, а картины будоражат воображение зрителей.
Начнем знакомство с графических работ Василия Лазаревича Чульжанова, которые вместили в себя тонко подмеченные состояния в разнообразно-богатой окружающей природе. Чувствуется нежное, трепетное отношение к живущим здесь людям и обитателям горной тайги: зверям и птицам, ко всему живому вокруг — деревьям, траве, рекам, горам, среди которых он вырос. Если говорить об уникальности художественного наследия, то прослеживается раннее этническое сознание в художественном творчестве.
Благодаря ученикам школы, мы раскрываем для себя незаслуженно забытого художника Титанакова Виктора Ивановича (1916-1980). Учиться понимать природу, душой и сердцем, познавать азы живописи ему помогал алтайский художник Чорос-Гуркин. Много времени бродил по тайге Виктор Иванович, наблюдал за жизнью дикой природы, делал зарисовки с натуры, писал пейзажи: «Посёлок Шалым» (1950), «Речной поток в верховьях Мундыбаша» (1954), «Разбуженная тайга» (1959), жанровая картина «Шорская свадьба» и другие работы. Работал учителем рисования в поселке Шалым, поступил учиться в художественную школу им. Н. К. Крупской в Москве.
Тайбичаков Прокопий Егорович, родился в 1933 году в селе Калачево Прокопьевского района. Окончил Омский педагогический институт, художественно-графический факультет и Новокузнецкий педагогический институт, естественно-географический факультет. Работал директором художественной школы в городах Джамбул и Междуреченск. Кроме живописи занимается работой с берестой, стеклом, костью, керамикой. Тематика его картин весьма разнообразна, в его мастерской есть полотна с изображением окрестностей Байкала, Горной Шории. Участвовал в выставках по Сибири, Дальнему Востоку и в Москве.
Мне приходилось видеть много ярких и выразительных живописных работ Тайбичакова, но так сложилось, что не могу показать его работы. В общении с ним меня подкупала увлечённость творческими идеями, иногда нереально высокими помыслами. Он всегда умел вдохновить других, одним словом — Художник с большой буквы. Сохранность и местонахождение работ неизвестно.
Бекренев Александр Егорович (1940-2018), врач по образованию, самодеятельный художник, обладал от природы врождённым чувством хорошего художественного вкуса, рисовал цветными карандашами, акварелью. Когда смотришь на картины, то они поражают до глубины души, хочется любоваться и мечтать. Своей положительной энергией повлиял на многих и приобщал к искусству всех окружающих, в том числе и автора этой статьи. Работы не сохранились.
«Танец о любви «Полёт журавлей», 2015 год.
Выпускник МГХПА им. С. Г. Строганова Вадим Бекренёв раскрывает значимые события из жизни шорского народа. Показывает в разных жанрах и техниках жизнь и быт народа, его мировоззрение, насыщенное духами и духовным содержанием. В великолепных, атмосферных и гармоничных картинах присутствуют черты созерцательного стиля, в котором преобладают элементы абстрактного экспрессионизма, сюрреализма, импрессионизма, романтического реализма, но одновременно они сказочные и волшебные, наполнены психологическим содержанием.
Живописные миры, которые преподносит нам Вадим — добрые, полные света, пронизанные вдохновением и ощущением чистого воздуха окружающих гор и рек.
«Художественные образы, сюжетные миры рождаются сами, я называю это проникновением в свои ощущения. Мои картины, как представителя своего народа, дают нам возможность стать ближе к событиям из традиционной жизни шорцев, слившихся в одно целое в гармонии с природой и собой».
Выпускник Российской Академии художеств им. Репина, архитектор — Геннадий Челбогашев. Стиль работ можно охарактеризовать как этнический символизм, модерн. Работы удивительны сочетанием реализма и фантастичностью сюжетов, пропитаны глубоким смыслом, оригинальной идеей, личным, сокровенным переживанием. Геннадий показывает нам современное видение шаманских камланий и обрядов.
Искусство Владимира Кискинина (окончил Кемеровское художественное училище) пронизано энергией, жизнью и движением, мастер созидает прочувствованные образы с характерным эмоциональным настроением. Картины очаровывают в своём узнаваемом исполнении, сдержанными цветовыми сочетаниями или разнообразными насыщенными оттенками. Сохраняя традиционные национальные мотивы, уделяет большое внимание деталям, которые играют важную роль в теме его работ.
Ирина Токмагашева совсем не умеет грустить, поэтому такое позитивное искусство в её работах. Утончённый художник, окончив Иркутское училище искусств и художественно-графический факультет НГПУ, посвятила себя обучению молодого поколения искусству. Душевная, нежная живопись, обладающая новизной и воздушностью образов, предпочитает использовать в своих работах также керамику с теплыми тонами, натуральными приглушенными цветами, различными подходящими оттенками коричневого. Предпочитает исследовать в своих работах высокую идею света и добра.
Читатели обратили внимание, что почти все художники обращаются в своём творчестве к древней традиционной вере шорцев: Шаманизм, Тэнгрианство.
Шаман (Кам) является посредником между божествами, духами и людьми, он относится к разряду людей, наделённых необычным даром, ниспосланным свыше. Отношение к шаману было таким же уважительным. Кам — еще и целитель. Настоящие шаманы — это главные хранители древних национальных традиций, обычаев и культуры своего народа.
Александр Мортаев родился в городе Таштагол. В 2006 году поступил в Красноярский государственный художественный институт по специальности графика. Александра интересует образ современника-земляка, история и культура народа, отраженная во внешнем облике человека. В своих произведениях он поднимает вопросы культурной и национальной идентичности, обращается к теме личного и социального пространства. В своих работах, создаёт другую реальность, новое искусство, но очень трепетно сохраняет основы, традиции своего народа.
Активный представитель наивной живописи Любовь Арбачакова. Сюжетный мир её работ представляется довольно забавным, простым и наивным, напоминающим картины из своего детства. Насыщенная цветовая гамма, композиция чередуется использованием национального орнамента. Видим огромное желание к написанию картин.
Талантливая художница Маргарита Шельтрекова (Тудегешева), работы не удалось найти и на сайте ее сестры Любови Арбачаковой. Окончила Беловское педагогическое училище, художественно-графическое отделение. Основная тема работ — любовь к природе. На этом cайте есть хорошая статья Л. Чульжановой, можно познакомиться поближе.
В обзоре также хочу упомянуть Юрия Напазакова из города Междуреченск (пос. Ольжерас). С юных лет очень любил рисовать, природный самородок с необычным видением духовного мира. Энергия его картин с самого начала была настолько монументальной и самобытной, а каждая работа — отдельная фантастическая история.Если бы ему своевременно оказали поддержку, то было бы, безусловно, открытие в искусстве, по-настоящему неординарный талант с трагической судьбой. Он неоднократно обращался за помощью в комитет по национальной культуры Междуреченска к Александру Чудоякову, но его игнорировали. Работы не сохранились.
Юрий Сулеков (окончил Кемеровское художественное училище, 1954 г.р.) вдохновляется родной природой, излюбленный его жанр — лиричные пейзажи, написанные с любовью к родному краю, которые сопровождаются удачным цветовым сочетанием. Живописец чувственно передаёт впечатления от совершенно разных состояний природы: летнее воздушное тепло, зимний морозный день, весеннее пробуждение жизни в тайге. Подкупает старание как можно реалистичней изобразить на холсте увиденное и у него это получается.
Настоящее творчество может показать Любовь Чульжанова. Для этого есть все предпосылки её духовного мира, а он очень трогательный, пронизанный эмоциями любви и самое главное – искренний. Любовь не боится экспериментировать и давать пищу для размышлений. Будем следить за её дальнейшим художественным самовыражением и все ждём с нетерпением раскрытия в себе заложенного природой интуитивного начала.
Шорской темой заинтересовались кемеровские художники и это похвально, и полезно, но пока в работах видим только комбинации с использованием этнических символов, так называемую неоархаику. Без глубокого переосмысления нет духовного проникновения в шорскую культуру, не прочувствован характер народа. Будем надеяться, что всё ещё впереди. Примером для них может послужить художник Семен Чуйков, который длительное время жил в Киргизии, впитал в себя культуру народа и благодаря этому создал известную работу «Дочь Советской Киргизии».
Деревянные скульптуры признанного творца Сергея Челбогашева, оживляют города и улусы Шории незабываемым национальным колоритом, привносят изюминку в обыденную стандартную архитектуру домов. Его работами невозможно не восхищаться, в них сочетается гладкость и текстура форм с естественной фактурой необработанного дерева, тем самым мастер подчеркивает исходящее тепло и красоту дерева.
Органично вписывают в дерево мифологическую живопись плодотворные, незаурядные мастера из улуса Чувашка (Устунгу-аал) — семья Владимира Бекренева, которые представляют мастерскую народных промыслов (декоративно-прикладное направление). Толчком к возрождению народного творчества послужила богатая культура предков и собственный вкус к природному материалу. В своих работах соединяют резьбу по дереву, коллажирование и роспись.
О проблемах в национальном изобразительном искусстве
Не надо думать, что искусство такое безобидное — оно может способствовать как возвышенным чувствам, оптимизму народа, но также может разрушать психику и способствовать деградации человека.
Вот что говорит художник Валерий Рыбаков: «Искусство может разрушать и лечить человеческую душу, растлевать и воспитывать. И только светлое искусство способно спасти человечество: оно исцеляет душевные раны, дает надежду на будущее, несет в мир любовь и счастье».
К иллюстрированию шорской художественной литературы Департамент культуры и национальной политики часто привлекает авторов, которые недостаточно подготовлены профессионально и абсолютно не знакомы с шорской культурой. Вот пример:
1. Обложка шорского эпоса. Художник Т. Кравченко изобразил сказителя не в шорском костюме и с несоответствующим орнаментом. Также видим плохое знание пластической анатомии человека: присутствует схематичная неестественность в позе, нарушения в пропорции тела, левая рука сказителя намного больше правой, зачем-то волосы с двух сторон симметрично загнуты к верху, бессодержательно шаблонно выполнено лицо, имеются и другие ошибки. В данном случае это не уместно.
2. Следующая обложка эпоса однозначно представляет гротеск. Необъясним сам жест левой и правой руки, что это означает, художник не расшифровал. Глаза слишком большие — на всё лицо и поставлены очень близко друг к другу, что привело к ярко выраженному косоглазию. Наблюдаются проблемы также с пропорцией фигуры. И первая обложка эпоса, и вторая выполнены очень примитивно.
Неприглядные обложка книги и иллюстрации не способствуют желанию читателя познакомиться с содержанием книги. И наоборот, хорошо выполненное оформление книги притягивает внимание и желание приобщиться к прекрасному.
3. В качестве примера грамотного, профессионального оформления обложки показываю работу художника из Казахстана (рис. 3).
Приведенные мной малохудожественные работы на изображениях № 1 и 2 не способствуют развитию искусства и прогрессу коренного народа. Всем надо уважительно относиться к обычаям и культуре нашего народа.
Проблема, которую я описал выше, также касается содержания этнобалета, который был представлен в 2019 году. Если бы не название, содержащее слово «Шория», то я бы затруднился сказать, какому народу посвящено происходящее на сцене. Мешанина с псевдошорскими костюмами. Всё это действие больше напоминает привычный всем формализм и освоение целевых денег для отчёта. Мне пришлось показать хакасам и алтайцам фотографии костюмов из балета, и они тоже затруднились сказать какому народу принадлежат костюмы.
Я согласен со многими, что изобразительная идея этнобалета — танец журавлей о любви является плагиатом, интерпретацией картины В. Бекренёва «Танец о любви «Полёт журавлей», опубликованной на портале www.GornayaShoria.ru в 2015 году. В этой живописной картине гармонично, цельно и пластически красиво описано действие танца.
Указанный этнобалет наглядно показывает творческую беспомощность «авторов» с идеей и созданием этнических костюмов, и здесь вопрос не в современном видении. Когда мы смотрим на современные японские кимоно, то видим бережное отношение к традициям. Также и у хакасов, алтайцев, телеутов — всегда узнаваемые, на хорошем уровне исполнения костюмы. Этнобалет больше напоминает пиар-акцию вместо реального развития коренного народа.
Отдельно стоит поговорить о примитивно-наивном «искусстве», пропагандируемом в том случае, если народ считают примитивным. Это разновидность бизнеса, похожая на выступления в национальных костюмах аниматоров для «цивилизованных» туристов.
Надо нам самим не соглашаться на такое отношение к себе, как к примитивному народу с наивным искусством, которое не способствует развитию высокого уровня Искусства.
Приведу слова Алексея Лебедева (доктор искусствоведения, руководитель Лаборатории музейного проектирования Школы дизайна НИУ ВШЭ): «В этом смысле, как ни парадоксально, разрушительную роль играют выставки наивного искусства».
Надо привлекать к созданию костюмов, оформлению художественных книг, скульптурных композиций и всего, что связано с изобразительным искусством Шории национальных профессиональных художников. Такие художники лучше знают свою культуру и наиболее полно чувствуют духовные запросы народа, его менталитет.
О перспективах развития изобразительного мастерства
В настоящее время происходит расцвет каждой национальной культуры на более высоком уровне самосознания и нам никак нельзя отставать от мировых процессов в искусстве.
Стоит обратить внимание на алтайское и хакасское искусство, которое ближе всего нам по духу, несмотря на незначительные отличия в нюансах. Обязательно познакомьтесь с творчеством великого алтайского художника Чорос-Гуркина. Надо брать с него пример: учиться трудолюбию, искренности и любви к окружающей природе, к суровым мужественным людям, к могучим горам.
Мы уже потеряли многих талантливых художников, так и не сохранив для потомков их изобразительное наследие, этот бесценный божий дар. Именно поэтому необходимо собирать и оберегать наше культурное достояние.
Проблема заключается в том, что шорская культура и изобразительное искусство за долгий период забвения находится на этапе становления. Без активной поддержки администрации Кузбасса полноценное, всестороннее развитие культуры шорцев может затянуться на долгий период, несмотря на то, что у нас талантливый народ. И это будет происходить не благодаря, а вопреки.
По моим наблюдениям, несмотря на малочисленность, наш народ одарен и талантлив не только в спорте, но и во всех видах искусства.
Парадокс в 21 веке заключается в том, что у коренного народа Кузбасса — шорцев, есть талантливые деятели культуры и национальные художники, но художественные работы нигде не представлены в постоянной экспозиции.
Для развития шорского изобразительного искусства в Кузбассе должна функционировать специализированная художественная «Галерея современного искусства Горной Шории», где были бы собраны и выставлены в постоянной экспозиции творческие работы национальных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства и всех, кто посвятил своё творчество Шории. В настоящее время не существует постоянной экспозиции даже в таком культурном и индустриальном городе как Новокузнецк (Аба-Тура), где много интересующихся искусством специалистов и любителей, желающих вживую познакомиться с произведениями шорских художников, которые не оставят равнодушными никого.
Галерея способствовала бы дальнейшему профессиональному росту и развитию самобытного изобразительного искусства в Шории, также создала бы национальные рабочие места, так необходимые для коренного народа, включая руководителей, искусствоведов и других специалистов.
Мой совет молодым, начинающим свой путь в искусство будущего. Чтобы быть современным художником, надо учиться в хорошем художественном вузе и постоянно повышать свой профессиональный и духовный уровень. Учиться творчеству у имеющего большой опыт художника-наставника. Не довольствоваться низкими жанрами, стремиться к высокому искусству. Чтобы внести весомый вклад в культуру, надо знать историю народа, соблюдать традиции, поддерживать единство и быть активным.
«Вкус развивается не на посредственных, а на самых совершенных образцах» (И. Гёте).
Должен констатировать, что в настоящее время Большая Шорская тема ещё ждёт своего дальнейшего раскрытия. Слишком мощная, сложная для понимания не посвященным, предстаёт перед нами древняя самобытная история современной Шории. Богатая природа, огромный мифологический пласт, эпос, сказания, легенды… — вот необъятное поле деятельности национальных художников.
В следующий раз мы продолжим знакомиться с творчеством других перспективных мастеров. Впереди нас ждут встречи с интересными творческими личностями, возможно, о которых мы ещё не знаем.
А всем художникам пожелаем дальнейших путешествий по просторам живописной Горной Шории в поисках прекрасных впечатлений из жизни великодушного народа, живущего в гармонии с собой и природой*.
Джелей Бек, член Союза художников России,
апрель 2020
*Все права защищены. Без согласия автора перепечатка и использование запрещены (ГК, ст. 1274). Цитирование в разумных пределах допускается с обязательным указанием имени автора и источника заимствования с обязательной активной ссылкой.