Они были совсем юными, когда десять лет назад началось движение за возрождение шорского народа, его культуры и языка. По примеру Таштагола, где в 1985 году был создан первый шорский ансамбль «Чылтыс», междуреченцы — Валерий Топаков, Клара Кискорова, Сергей Кирсанов, Лариса Топакова, Алексей Потехин — решили создать шорский ансамбль в своем городе. И он был создан благодаря их усилиям, их энтузиазму и преданности своей идее — идее возрождения.
Валерий Топаков, по профессии медик, возможно и сам до конца не осозновавший все значение своего начинания, серьезно относился к обязанностям первого руководителя созданного в 1986 году в Междуреченске шорского фольклорного ансамбля, тогда еще не имевшего своего названия. А начинать пришлось с нуля. За пятьдесят лет после ликвидации Горно-Шорского национального района шорцы забыли, что когда-то были шорские песни, танцы, обычаи. Вначале всем участникам, а их было больше двадцати, были даны задания собирать шорские песни, частушки, танцы, обычаи, материалы по шорской истории и культуре, были даны задания в какой поселок ехать, куда идти — в библиотеку или краеведческий музей. Собираться и репетировать начинали в Чеболсу, в доме, где жила Клара Кискорова, а в сентябре 1986 года после встречи с заведующей отделом культуры Жванко Н.И., которая поддержала идею создания шорского ансамбля, стали проводить репитиции в ДК шахты им. Ленина. Памятно всем участникам ансамбля свое первое выступление, которое состоялось в декабре 1986 года на новогоднем шорском вечере, который они сами подготовили и провели. Как сказала Клара Кискорова, для шорцев это было сенсацией. На этом вечере многие впервые в жизни услышали шорские песни, частушки и сделали для себя открытие, что у шорцев тоже есть своя культура. Этот успешный вечер, на котором было много и пожилых, и молодых, дал начинающему свой путь ансамблю хороший заряд энергии продолжать свое дело.
После этого первого незабываемого вечера ансамбль стал готовить вечера к каждому отмечаемому советскому празднику. На них приезжала молодежь со всей Горной Шории, так как они считались самыми интересными. Было и придумано название ансамблю — «Ойун», что значит «Игра». Его предложила Валентина Афанасьевна Амзорова и оно пришлось по душе всем участникам. В 1987 году для ансамбля были сшиты первые костюмы, а в 1987 году ансамбль начал выезжать на гастроли: сначала выступили с концертом в Ортоне, затем было выступление на Пайраме в Чувашке (г. Мыски), в Новокузнецке в Доме творческих союзов.
Ансамблю «Ойун» не совсем везло с руководителями. Всего год был руководителем Валерий Топаков, в феврале 1987 году после него руководителем стала Елена Анатольевна Сунчугашева, профессиональный музыкальный работник. Под ее руководством ансамбль многое сделал в пропаганде шорской культуры. В 1989 году, после ее ухода, ансамбль надолго остался без руководителя. Но основной костяк ансамбля уже сложился и окреп. Это Клара Кискорова, Сергей Кирсанов, Лариса и Алексей Потехины, Светлана и Михаил Кискоровы, Семен Чульжанов и Ольга Арбачакова, Сергей Кискоров, Людмила Астрединова, Михаил Торушпанов, Вениамин Борискин. Многие из них участвуют в ансамбле и сегодня. Это была большая и дружная семья, которую уже ничто не могло разрушить. Михаил Торушпанов стал постановщиком танцев, а вскоре взял на себя бремя художественного руководителя ансамбля. Его «Шестера» — молодежный шорский танец, стал визитной карточкой ансамбля «Ойун» и везде он принимается очень тепло.
По-прежнему проводились вечера отдыха, пелись песни, исполнялись танцы. В 1990 году ансамбль «Ойун» принимал участие во Всекузбасском фольклорно-этнографическом празднике на приз газеты «Труд» в Кемерове, где был награжден почетной грамотой и памятным подарком. Были незабываемые поездки в Хакасию, Казань, Горный Алтай, по городам и поселкам Горной Шории. И везде был теплый прием и благодарность зрителей.
Сегодня руководит ансамблем «Ойун» вновь Елена Анатольевна Сунчугашева, под ее руководством ощутимо возросло мастерство ансамбля, чувствуется, что он идет к новым вершинам. Обновился репертуар, появились новые авторы, которые пишут песни специально для «Ойуна». Кроме Михаила Кирилловича Каучакова, который написал прекрасные шорские песни «Шор чери» на замечательные слова Антонины Алексеевны Апонькиной, «Пожелание», «Песню о любви», для ансамбля «Ойун» пишут песни Валентина Ивановна Рыжкина, которая написала специально к десятилетию ансамбля искрящуюся песню «Ойун», Валентина Семеновна Тотышева и Любовь Ильинична Чульжанова, которые написали песню о шорском празднике Пайраме. Ну а самое главное — в ансамбль пришло много способной молодежи. Это Вера Кискорова, Надежда Кирсанова, Евгения Ошкачакова, Татьяна Кирсанова, Ирина Саина, Анна Напазакова, Евгений Мижаков, и совсем юные, которым нет и шестнадцати, — Борис и Олеся Торчаковы, Тепчегешева Люда, Кыдымаев Эдик, Торчаков Саша. Приход молодежи радует, так как это значит, что у ансамбля есть будущее.
И вот пришло время справлять юбилей — осенью 1996 года ансамблю «Ойун» исполнилось десять лет. За эти годы были взлеты и падения, смех и слезы, кто-то уходил из ансамбля, кто-то приходил, кто-то возвращался снова, менялся репертуар, но неизменным было одно — желание продолжать начатое дело возрождения шорской культуры, несмотря ни на какие трудности. А трудностей у ансамбля «Ойун» всегда хватало. Но у него очень стойкий и неунывающий характер. Это знают все. Там где «Ойун» — всегда весело, всегда жизнь бьет ключом, потому что «Ойун» — это яркая игра молодости! Пусть всегда будет «Ойун»!