Шорский героический эпос — бесценное духовное наследие шорцев. Из века в век, из уст в уста передавались древние героические сказания о богатырях, их жизни и борьбе против зла. К сожалению, современные молодые шорцы не способны по достоинству оценить все богатство шорского героического эпоса, который, как сказал алтайский писатель, секретарь правления Союза писателей России Бронтой Янгович Бедюров, — «…в системе эпоса тюркских народов представляет собой могучее явление».
Носителями и хранителями шорских сказаний были кайчи (сказители). В историю XX века вошли имена выдающихся шорских кайчи: Морошка — Напазаков, Ахмет — Абакаев, Степан Торбоков, Ак Коокке — Прокопий Амзоров, Пабель — Павел Токмагашев, Павел Кыдыяков. Они живы в памяти народной. Эти люди владели бессмертным словом, а потому были властителями душ — народ их любил и ценил. Длинными зимними ночами не было большей радости у наших предков, как послушать кайчи, который под звуки кай-комуса (двухструнный музыкальный инструмент) горловым пением рассказывал сказания о богатырях. Когда в гости к родственникам приезжал кайчи, об этом узнавала вся деревня и люди собирались, чтобы послушать приехавшего гостя. Каких-то пятьдесят лет тому назад слушать кайчи было любимым занятием шорцев. Искусство кая (исполнение эпоса) передавалось от старших младшим. А сегодня у нас остался последний выдающийся кайчи — Владимир Егорович Таннагашев. 10 декабря 2002 года ему исполнилось 70 лет.
Родом Владимир Егорович из деревни Курья (по-шорски Кӧлдағал). С ранних лет он очень любил слушать кайчи и уже с детства освоил богатейший поэтический язык шорских сказаний, рассказывал их своим друзьям. Однажды, когда ему было двенадцать лет, он сделал свой музыкальный инструмент: натянул на дощечке проволоку и стал играть на ней. Его игру услышал ночевавший у них дома дед, кайчи из Акколя, и сказал: «Кайчи растет, кайчи будет». Его слова оказались пророческими.
Всю жизнь Владимир Егорович живет в стихии шорского героического эпоса. Вместе с героями сказаний, богатырями, он исходил множество земель, много испытаний перенес с ними, много раз побеждал в схватках со злом. Любимая поэма Владимира Егоровича о богатыре Кан Мергене — «Чабал Кан Мерген». Это был добрый и красивый богатырь, но он носил такую плохую одежду, что от него в испуге отскакивали не только другие богатыри, но и скот. И лишь в конце поэмы богатырь Кан Мерген сбрасывает с себя страшную одежду и предстает во всей своей красе, и сам удивляется тому, какой он красивый.
В памяти Владимира Егоровича хранится около восьмидесяти (!) сказаний. Знал он гораздо больше, но когда кайчи редко рассказывает сказания (а сейчас именно такая ситуация), то забываются отдельные эпизоды, имена героев. Рассказывать сказания приблизительно или что-то менять в них нельзя, так как иначе хозяин кая — «кай ээзи», накажет, вплоть до смерти. В существование кай ээзи верили все кайчи и поэтому старались не сокращать и не изменять текста сказания. Своим учителем Владимир Егорович считает Прокопия Никаноровича Амзорова, которому он подражал с детства. С тридцати лет Владимир Егорович стал исполнять сказания по просьбе своих родных и знакомых. Его приглашали на похороны. У шорцев был обычай в ночь перед похоронами слушать сказания с трагическим концом.
В последние годы Владимир Егорович много выступает на различных мероприятиях и праздниках: под аккомпанемент комуса исполняет отрывки из сказаний. В 1999 году в Абакане на выездном семинаре-секретариате Союза писателей России он был принят в Союз писателей России как знаток и хранитель шорского поэтического слова. Творчество Владимира Егоровича Таннагашева привлекает внимание ученых, и не только в России. В настоящее время готовятся к изданию книги с его сказаниями в Германии и в Институте филологии СО РАН. Редактором шорских текстов является ученый-фольклорист Л. Н. Арбачакова, которая записала 25 сказаний Владимира Егоровича.
За плечами Владимира Егоровича Таннагашева долгая жизнь: работа на шахте имени Ленина, семья, шестеро детей, внуки и искусство кая, которое стало его жизнью, его призванием.