… Древнеугорский род (племя) Журавля (Тора) проживал на Алтае до тюркской экспансии. Он поклонялся Журавлю, считая его своим тотемом, родоначальником. Тотемизм и оттотемные названия родов — вещь весьма привычная у угров. У современных хантов сохранились следы древнего тотемизма. Каждый род считает себя происходящим от определенного животного, чаще птицы. Тотемное животное является для хантов воплощением духа предков и убивать его и есть было запрещено. Г. Старцев зафиксировал у хантов роды, которые считали своими покровителями-тотемами лося, горностая, росомаху, птиц и указывал, что они своих тотемных животных не убивали, а при нечаянном убийстве просили у них прощения и приносили духам жертву.
Войдя в состав древнетюркского образования, Тора почти полностью отюречился и разрозненно пополнил разные тюркские народы в качестве мелких родовых единиц. Однако часть рода (племени) Журавля, дабы сохранить себя как этнос, с лесостепных районов Центральной Азии ушла сначала в таежные районы Северного Алтая (видимо через Восточные Саяны, отсюда термин бирюсинцы П. С. Палласа по отношению и к Шорам-Сорам), а оттуда уже самые последовательные патриоты родного языка и культуры подались на север, где ныне мы обнаруживаем их потомков среди ненцев.
На Северном Алтае род Тора-Тор-Шор-Сор жил в районе верховьев Томи. Его селенья располагались по берегам речки, которая получила свое название от имени данного рода (что привычно на Саяно-Алтае) — Тор (впоследствии — Шор или Шорсуг, по-русски Шора). У рода была своя священная гора, что располагалась у вершины (истока) речки Шор — Шор-Тайга. Земля племени Тора простиралась на севере до района истоков Белого и Черного Июсов и восточных окраин Кузнецкого Алатау, на востоке — до Сагайской степи, на западе — до реки Казыр (приток Томи), на юге — до рек (притоков Мрассу) Ташелга и Заслонка (у которых названия угорские по происхождению). После миграции в районы верхней Томи племя Тора (примерно 7-10 века нашей эры) не могло не войти в коалицию местных племен, которую возглавляли тюркоязычные гяньгуни-кыргызы, заявившие себя преемниками правящей верхушки давно ушедших гуннов и потерпевших поражение тюркютов. Это был военный союз тюрко-угро-самодийско-кето-язычных групп жителей тех мест (Минусинская долина, Абакан и верховья Томи). Вскоре общим языком союза становится тюркский (кыргызский) язык и племена разного происхождения обрели общее название Кыргыз, не забывая впрочем и свои этнонимы.
Однако, очевидно, не все верхнетомские Тора (уже ставшие Сор и, частично, Шор) были согласны с подчинением кыргызам и утратой родного (угорского) языка и своей древней культуры. Отдельные группы Тора стали уходить глубже в тайгу в юго-западном направлении. Название деревни Шор-Тайга (на берегу Мрассу в ее среднем течении) указывает нам, что их путь лежал через реку Мрассу и не был быстрым. От Шор-Тайги движение наметилось в двух направлениях: на юго-запад к реке Кондоме и на юг — в верховья речки Пызас (приток Мрассу). На Кондоме Тора объединились с остатками самодийского племени Сары, с кем образовали род Сары-Шор (Сары-Чор). На Пызасе с частью тюркского племени Уз создали сеок Узют-Шор. Видимо на территории современной Горной Шории произошел процесс окончательной тюркизации угров племени Тора.
Несмотря на продолжительные перемещения в пространстве, утрату родного языка и части культуры, изменения уклада жизни и многое другое, потомки древнеугорского племени Тора всегда прочно сохраняли свой исконный этноним, так как значение этнонима среди тюркских (и других) народов было крепко. Этому не препятствовало даже то, что семантика его со временем становилась темной из-за смены носителями этнонима языка. От наличия этнонима зависела жизнь и самостоятельность людей.
Вряд ли знают представители рода Шор, что они — потомки древнеугорского племени Журавля, что они кровные братья народов ханты и манси, а также древних тюрков (теле и тюркютов) и енисейских кыргызов.
Из статьи Г. В. Косточакова, кандидата филологических наук
Примечания (ред.):
1. Этимология — отдел языкознания, изучающий происхождение слов.
2. Этноним — название рода.
3. Тотем — животное (иногда растение или какой-нибудь предмет), являющееся предметом культа и считающееся обычно родоначальником рода.
4. Семантика — значение, смысл (отдельного слова, оборота речи).
По книге: Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. К роду ШОР относятся следующие фамилии:
КАРА-ШОР: Амзараковы, Курегешевы, Тодыяковы (Тояковы, Тыдыяковы, Тодаяковы), Токмашевы.
САРЫ-ШОР: Идигешевы, Кичигешевы, Созыгашевы, Серегешевы, Тепчегешевы, Шерегешевы, Шарагашевы.
АК-ШОР: Пашевы, Тунековы, Шуткарины.