С 29 июля по 2 августа 1996 года в Женеве проходила очередная 14-ая сессия Рабочей группа ООН по коренным народам мира. В ее работе приняли участие представители правительств 44 государств, 12 подразделений ООН и межправительственных организаций, 232 организаций и общин коренных народов мира. Одним из более 700 участников сессии был представитель шорского народа М.А. Тодышев.
Интервью с заместителем председателя Ассоциации шорского народа М.А. Тодышевым
— Михаил Анатольевич, Вы уже третий раз принимаете участие в работе сессий Рабочей группы ООН по коренным народам, которые проходят в Женеве. Кто из России принимал участие в 14-ой сессии и чем она была примечательна?
Третий год шорцы принимают участие в работе сессий Рабочей группы ООН по коренным народам. На этот раз от шорцев я был в единственном числе. От России было два депутата Госдумы и семь представителей коренных народов: из Якутии, Чукотки, с Ямала, от Конгресса финно-угорских племен и от шорцев.
Хочу напомнить, что Рабочая группа ООН по коренным народам — это единственный орган в системе ООН, в сессиях которого могут принимать участие коренные народы мира. В настоящее время стоит серьезная проблема по определению термина «коренные народы». Все дело в том, что представители многих государств-членов ООН не хотят признавать за коренными народами права называться народом, а если это так, то на все коренные народы не распространяется действие Пакта о гражданских и политических правах, статья первая которого говорит о том, что все народы имеют право на самоопределение. Поэтому в повестку дня сессии был включен вопрос определение термина «коренные народы». Корни противоречий находятся в том, что государства, в которых проживают коренные народы отказывают им в праве на землю и природные ресурсы. Тем самым отказывается право на жизнь и существование, так как большинство коренных народов существуют многие века в гармонии с природой, их жизнь и деятельность напрямую связана с окружающей средой, животным и растительным миром и землей.
Еще одной причиной рассмотрения этого вопроса были результаты 1-ой (ноябрьской) 1995 года сессии Рабочей группы ООН (Комиссии по правам человека), созданной для разработки проекта Декларации о правах коренных народов мира. Это было решение Генеральной Ассамблеи ООН — коренные народы должны присутствовать в Рабочей группе по Декларации. Такое право от России получили только две организации: Ассоциация шорского народа и Тувинская организация «Регионы России». Тогда в ноябре 1995 года (в работе этой сессии мы также принимали участие) камнем преткновения при обсуждении текста Декларации стало отсутствие четкого определения понятия термина «коренные народы». Представители отдельных государств подчеркивали или говорили, что прежде чем разрабатывать Декларацию необходимо определиться по субъектам, в отношении которых она будет действовать, то есть какие народы правительства могут относить к коренным народам, а какие нет. Позиция же коренных народов в этом вопросе однозначная — коренные народы не нуждаются в определении «коренных народов» и не считают нужным на данном этапе давать жесткого определения, так как это будет уже являться поводом для многих правительств осуществлять дискриминацию тех или иных коренных народов. При этом идет ссылка на прецеденты, созданные в ООН, такие как — нет, например, жесткого определения, что такое нация, народ, государство, меньшинства. Ясно, что все попытки представителей правительств дать определение коренным народам — это очередной предлог для непринятия Декларации о правах коренных народов. В ноябре 1995 года председатель-докладчик Рабочей группы Эрика-Ирен А.Даес предложила не углубляться на термине «коренные народы», а перейти к обсуждению статей Декларации.
В этот раз на 14-ой сессии термин «коренные народы» был обсужден. Коренные народы согласны с теми критериями определения термина «коренные народы», данные Мартинесом Кобо, в которых наиболее полно отражены все признаки, присущие коренным народам, то есть территория, культура, язык и так далее. Представители многих государств поддержали данное заявление коренных народов, но с другой стороны было принято решение провести второй этап семинара по определению термина «коренные народы» в Чили (первый этап был в Копенгагене в марте 1995 года).
— Какие еще вопросы были рассмотрены на сессии?
Основным вопросом сессии как всегда был обзор событий, касающихся поощрения и защиты прав человека и основных свобод коренных народов с учетом тематики второго года Международного Десятилетия «Здравоохранение и коренные народы». Особое внимание было уделено вопросам состояния здравоохранения коренных народов. К сожалению, по вопросу здравоохранения в нашем регионе выступать было некому, так как из-за отсутствия денег в Женеву не смогли выехать заместитель главы администрации Таштагола Чебогашев Г.Г. и начальник отдела по работе с территориями Камзычакова Ю.М.. К сожалению, администрация области при содействии в этом председателя Ассоцииации шорского народа Курпешко Н.Н. под угрозой увольнения с работы ряда должностных лиц запретила выезд в Женеву главе администрации Чувашинского сельсовета Бекреневу Е.А.. Это является вопиющим фактом чиновничьего произвола. Надеюсь, что этот факт станет предметом обсуждения членов совета АШН.
Я выступал на сессии по вопросам событий, происшедших за истекший год. Примечательно, что в четырнадцатый раз Председателем Рабочей группы избрана была Эрика-Ирен А.Даес. Как всегда она провела сессию по-деловому, четко, с большим уважением к присутствующим. На сессии были также рассмотрены вопросы о Постоянном Форуме коренных народов в системе ООН, о ходе Международного Десятилетия и о результатах исследований специального докладчика Хосе Мигеля Мартинеса договоров, соглашений и других конструктивных договоренностей между государствами и коренными народами.
— Расскажите об этих вопросах подробнее.
Еще ранее на подготовительной встрече была принята резолюция, в которой высказано мнение, что Постоянный Форум коренных народов в системе ООН должен быть, во-первых, на уровне Экономического и Социального Совета (ЭкоСоСа), не ниже и, во-вторых, состав членов Постоянного Форума должен определяться только после рекомендаций коренных народов и руководителем Постоянного Форума должен быть представитель коренных народов. Лично мне понравилась позиция по этому вопросу Союза саамов. В него входят саамы Норвегии, Швеции, Финляндиии и России. Они имеют громадный опыт работы с международными неправительственными организациями, а также, имея консультативный статус при ЭкоСоСе, принимают участие в работе органов ООН по всем интересующим их вопросам.
По вопросу исследований договоров я беседовал с Хосе Мартинесом и задал ему вопрос — почему в его материалах исследований нет примеров по России, ведь взять даже наших братьев телеутов, то многим известно, что между телеутскими князьями и Борисом Годуновым был заключен договор, в соответствии с которым за телеутами сохранялись их земли, внутренний уклад жизни. Телеуты пользовались значительными льготами, которых у них сейчас нет. Хосе Мартинес пояснил, что он работает с теми материалами, которые ему предоставляют заинтересованные стороны — как правительства, так и коренные народы. На
протяжении девятой, десятой и одиннадцатой сессий этот вопрос рассматривался, во все государства направлялись специальные вопросники, в которых предлагалось предоставить информацию, переведенную на английский или испанский язык. Естественно, что коренные народы в России не получали такую информацию, что в ООН ведется такая работа по исследованию договоров. На сегодняшний день у меня есть такой вопросник и все заинтересованные лица и организации могут получить копию.
Вопрос Десятилетия коренных народов очень важный и второе мое выступление было посвящено этой теме. Генеральная Ассамблея ООН на последней сессии в феврале 1996 года пересмотрела Всеобъемлющую программу действий на Десятилетие и усилила ряд разделов. В этой программе все четко расписано — кто и что должен делать. В частности, правительствам государств рекомендовано создать национальные оргкомитеты, разработать национальные программы по реализации целей Десятилетия, осуществлять выделение надлежащих средств организациям и общинам коренных народов.
К великому сожалению, в России тема Десятилетия не звучит. Многие даже не знают, что ООН объявила такое Десятилетие под девизом «Коренные народы: партнерство в действии». На мой взгляд, одной из важных причин такого положения по Десятилетию является отсутствие должного внимания со стороны Координатора Десятилетия Ибрагима Фалла, у которого на сегодняшний день нет даже исполнительного органа, в связи с чем отсутствует какая-либо координация.
Во время личной встречи с Верховным Комиссаром по правам человека коренные народы выразили неудовлетворенность и озабоченность таким отношением. Я сказал, что коренные народы России находятся в информационной блокаде, так как, во-первых, из-за финансовых трудностей не имеют возможности выезжать в Женеву для участия в международных мероприятиях, во-вторых, не имеют элементарных средств связи для получения информации, которая, зачастую, если и приходит, то на английском языке. Высказана была просьба увеличить число сотрудников в Центре по правам человека, владеющих русским языком. Верховный Комиссар сообщил, что в настоящее время в Центре по правам человека планируется реорганизация — будет создано несколько новых отделов, выделены штатные единицы, которые будут заниматься всеми вопросами и проблемами коренных народов. И чтобы расширить представительство коренных народов в системе ООН. Центр по правам человека объявляет стажировку для трех представителей коренных народов.
— Как Вы думаете — не будет ли Десятилетие провалено?
Цели Десятилетия могут быть реализованы только в случае активной работы всех заинтересованных сторон: агенств и ведомств ООН, специализированных учреждений, международных правительственных и неправительственных организаций, конкретных государств-членов ООН, на территориях которых живут коренные народы. На мой взгляд, решающая роль здесь принадлежит самим коренным народам. Никому, кроме них, не нужно было это Десятилетие и инициатива должна исходить прежде всего от них.
Посмотрим, как это происходит у нас в Кемеровской области. Во исполнение Распоряжения Правительства о создании Национального комитета Российской Федерации в 1994 году глава администрации Кемеровской области издал распоряжение, в соответствии с которым был создан областной оргкомитет по проведению Международного десятилетия, были даны конкретные поручения по подготовке плана мероприятий. Предложения были собраны и на этом дело закончилось. Я не располагаю информацией по этому вопросу, но знаю, что такой программы в области нет и никакая работа не ведется. Коренные народы не чувствуют партнерского отношения, превалирует патерналистский подход, то есть нам говорят — мы лучше знаем, что вам надо, а именно возрождать язык и культуру, издавать учебники и хватит. Но при этом не смейте заикаться о праве на землю и контроле за использованием природных ресурсов. Это прерогатива администрации, это прерогатива власти. И, конечно же, в таких условиях не может идти никакой речи об автономии. Видимо, поэтому администрации понадобилось «прикарманить», сделать ручной Ассоциацию шорского народа.
— А как настроены коренные народы мира по реализации целей Десятилетия? Решительно?
Решительно. Это уже моя четвертая поездка в Женеву, три из них были за счет спонсорских средств. Третий раз я принимал участие в Подготовительной встрече коренных народов, а вообще они проводятся четвертый год. Как правило, это происходит накануне сессии — в субботу и воскресенье. Коренные народы, прежде всего это лидеры национальных и международных организаций коренных народов, вожди племен, крупные международные деятели, специально приезжают на два-три дня раньше и в течение этих дней обмениваются информацией, обсуждают положение, в котором на сегодняшний день находятся коренные народы. В этом году в Подготовительной встрече участвовало около 300 человек, и мы работали три дня, с 26 по 28 июля.
26 июля мы обсуждали те мероприятия и конференции, которые прошли в системе ООН по вопросу биологического разнообразия живых существ. Ряд организаций коренных народов принимали участие в работе Комиссии по Устойчивому развитию. Уже проведено три конференции и в ноябре в Буэнос-Айресе пройдет четвертая конференция, на которой будет пересматриваться Программа действий, принятая в 1992 году в Рио-де-Жанейро. Будут включены вопросы по горнодобывающей промышленности. Были рассмотрены вопросы, которые вошли в повестку дня сессии: о Постоянном Форуме коренных народов в системе ООН, о принятии Декларации о правах коренных народов. Так, в октябре 1996 года 22 представителя коренных народов, по 2 человека от геополитического региона, должны выехать из Женевы в Страсбург по лоббированию вопроса принятия Декларации о правах коренных народов.
Для меня участие в Подготовительных встречах — это большая школа, где я получаю громадный опыт работы с международными неправительственными организациями коренных народов. Я третий раз выступал от коренных народов России. После этого представители коренных народов стали понимать, что у коренных народов России много проблем и поэтому стараются всегда помочь — обеспечить перевод документов на русский язык, издавать литературу на русском языке.
Здесь была масса встреч неправительственных организаций некоренных народов групп поддержки коренных народов. С ними я вел какую работу? Договорились с немцами подготовить проект по созданию в России информационной сети коренных народов, то есть связать в единую сеть организации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока для решения двух задач. Во-первых, найти деньги для поездки в Женеву на очередную сессию Рабочей группы ООН президентов региональных организаций с Сахалина, Камчатки, Ямала. Они ведут большую работу, но не могут выехать. Во-вторых, приобрести компьютеры, модемы, факсы, программное обеспечение, установить их в офисах 26 региональных Ассоциаций коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, подключить их к Интернету, обучить персонал для работы на компьютерах. И только после этого можно говорить о решении других задач.
Один день после сессии Рабочей группы, суббота 3 августа, был посвящен работе IРС — Подготовительного комитета Лондонской Консультации коренных народов (я вхожу в этот комитет). Мы подвели итоги Лондонской консультации, утвердили финансовый отчет об использовании бюджета, приняли решение о направлении информационных писем в адреса тех добывающих компаний и корпораций, которые варварски разрушают земли коренных народов. Такое письмо придет и в Росуголь. Дело в том, что нашей Консультацией определен перечень горячих точек, в которых жизнь коренных народов находится под угрозой. В этот перечень включены земли телеутов.
Я определен или являюсь отдельным пунктом международной информационной сети коренных народов. Принято решение о создании в Горной Шории лингвистического центра, то есть информация будет поступать ко мне на английском и испанском языке, моя задача найти людей, перевести эти документы и распространить по организациям коренных народов России. Сейчас я должен подготовить бюджет этого центра.
Прошли встречи с Эрикой-Ирен А.Даес и Джулианом Бергером, секретарем Рабочей группы. Была встреча с Секретарем Комитета по экономическим, социальным и культурным правам Тихоновым.
— Спасибо за интервью.
Вопросы задавала Любовь Чульжанова