21 декабря 1998 года в Улан-Уде в Институте монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН состоялась успешная зашита на соискание ученой степени кандидата филологических наук Л. Н. Арбачаковой. О своей защите и научной работе она рассказывает читателям «Туган Чер»
— Любовь Никитовна, после окончания в 1994 году шорского отделения Новокузнецкого пединститута Вы были оставлены на кафедре шорского языка и литературы преподавать шорский фольклор, а через год поступили в аспирантуру Иститута филология Сибирского отделения Российской Академии наук. Как называется Ваша диссертация и как была выбрана тема научной работы?
Диссертация называется «Текстология шорского героического эпоса». Вначале я хотела писать диссертацию по шорским волшебным сказкам, но для этого у меня было мало материала для анализа. Для написания диссертации надо было иметь 50 сказок, а я за короткий срок не могла столько собрать. При обсуждении же темы моей диссертации присутствовал крупнейший российский ученый-текстолог, доктор филологических наук, председатель ВАКа Гацак В. М., который и предложил мне заняться текстологическим исследованием шорских героических сказаний.
Предметом исследования в диссертации являются материалы по шорскому героическому эпосу из собрания выдающегося ученого-тюрколога Дыренковой Н. П. в ее издании 1940 года, шорского ученого Чудоякова А. И., его публикация эпического наследия шорцев 1995 года, а также архивные документы, материалы моих полевых экспедиций 1995—1997 годов, результаты личных опросов, произведения других собирателей фольклора. Целью научной работы было всестороннее изучение текстовой фактуры героических сказаний.
— В чем актуальность Вашей диссертации?
Актуальность темы диссертации определяется все возрастающим интересом к текстологии в российской фольклористике, в настоятельной работе с текстами устного народного творчества, необходимостью разработки теоретических вопросов фольклорной текстологии в каждой национальной фольклористике, особенно в эпосоведении.
— Какие трудности были при написании диссертации?
Как отметил в своем отзыве на диссертацию Гацак В. М., это одна из первых текстологических диссертаций не только в шорской и сибирской, но и отечественной фольклористике. Мне пришлось идти по непроторенному пути, определяя задачи и композицию текстологического исследования как оригиналов так и их переводов. Был переработан обширнейший материал и детально сопоставлены рукописи с публикациями, магнитофонные записи с их расшифровкой, русские переводы шорских текстов с их оригиналами.
Большую помощь в написании диссертации мне оказала научный руководитель, кандидат филологических наук Кузьмина Е. Н.. Я ей очень благодарна, также я благодарна другим членам сектора фольклора Института филологии СО РАН Алексееву Н. А., Рожновой С. П. и Назаренко Р. Б. за их поддержку.
— Как прошла защита диссертации?
В Улан-Уде, где проходила защита, меня очень тепло приняли. Я очень благодарна председателю диссертационного совета Толухонову М. И. и ученому секретарю Цыбиковой Б-Х. Б.. Они были очень доброжелательны и сказали, что у них впервые проходит защита представителя шорского народа и были рады этому.
— В наше время, в условиях постоянных экономических кризисов, трудно писать диссертации?
Я свою диссертацию, можно сказать, написала в Междуреченске. Я очень благодарна мужу, который всегда поддерживал и помогал мне. Во время написания диссертации прежние председатели общества «Алтын Шор» Чульжанова Л. И. и Арбачаков А. Н. помогали с бумагой, краской, предоставляли в мое распоряжение компьютер. Хочу выразить благодарность семье Андрея Ильича Чудоякова — вдове Галине Ивановне и его детям.
После написания диссертации встали финансовые вопросы, так как защита в Улан-Уде была платной, и здесь большую финансовую помощь оказали глава города Междуреченска Щербаков С. Ф. и директор национального предприятия «Азас» Кадымаев В. Ф.. Всем, кто мне помог, я очень благодарна.
— Чем Вы будете заниматься после защиты диссертации?
С февраля 1999 года я буду преподавать шорский фольклор студентам шорского отделения НГПИ, Хотелось бы издать сборник шорского фольклора «Устная поэзия шорцев» совместно с Шорской организацией Союза писателей России и сборник «Обрядовая и песенная поэзия шорцев» с новосибирским музыковедом Р. Б. Назаренко. Материал для этого уже есть.
— Спасибо за интервью.
Вопросы задавала Любовь Чульжанова
1999 год