Кайчи поет,
Земля цветет,
Блестит слеза,
Горят глаза,
Народ живет,
Кайчи поет.
(Н. Бельчегешев)
Шорские героические сказания исполняются под аккомпанемент музыкального инструмента — комуса.
Раньше говорили, что «сказка без музыки — не сказка, а музыка без сказки — не музыка». Поэтому, когда сказитель — кайчи приезжал и у него было что-то не в порядке с голосом, он говорил: «Давайте без музыки буду рассказывать сказку?» «Нет, нет, — отвечали ему люди, — без музыки — нет, лучше завтра, но с музыкой».
Гортанный голос сказителя, простая мелодия и герои шорских сказаний покоряли воображение не только детей, но и взрослых. Поэтому в долгие зимние вечера не было большей радости в шорских поселках, чем пение кайчи. Услышав о его приезде и стар, и млад собирались в доме, где останавливался кайчи, чтобы вновь испытать чувства радости или печали, чтобы очистить или облегчить душу под звуки комуса, погрузившись в мир шорских сказаний, чтобы испытать чувство единения со своими сородичами.
Михаил Кириллович Каучаков — наш современный кайчи. 19 января ему исполнился 61 год. В детстве, как и все, он любил слушать шорские сказания «кай» и сказки «ныбак». Только думал ли, что и сам когда-то станет кайчи? Скорее всего, нет. Отработал всю жизнь в шахте, вырастил двух детей, дал им образование, и вот незаметно пришло время выходить на пенсию. Большая часть его нелегкой жизни была позади. Пятьдесят лет — возраст, когда жизненный опыт делает человека мудрым, когда дети уже оперились, но у него есть еще много нерастраченных сил, особенно у человека творческого. А Михаил Кириллович человек именно такой — творческий и созидающий, любящий жизнь во всех ее проявлениях, чувствующий, что жизнь, несмотря на все горести и потери, все же прекрасна. Прекрасна вдвойне, если люда своими руками, своей деятельностью делают ее чище, богаче, красивее. «Я часто думаю, — а как все же хорошо жить! Иногда то охота сделать и то, а потом думаю — не успею. А все же мало живет человек. Так охота подольше пожить, побольше сдалать». Эти замечательные слова говорят о многом.
Выйдя на пенсию, Михаил Кириллович получил долгожданную свободу, когда можно было без оглядки отдаваться любимому делу. Таким делом для него стало сочинение и исполнение шорских сказок, а также резьба по дереву, которой он отдал почти пять лет. Он и раньше делал своими руками стулья, столы, шкафы. Но для кропотливой работы, какой является резьба по дереву не хватало времени. Выход на пенсию дал такую возможность. Михаил Кириллович до всего доходил сам: делал ножи, подбирал дерево, придумывал узоры, работал и днями, и ночами, и летом, и зимой. И результат превзошел все ожидания. Все, кто бывал у Михаила Кирилловича, были покорены его работами по дереву, украшающими домашнюю мебель. Однажды на первом Пайраме в Междуреченске кайчи из Нового Улуса Афанасий Васильевич Рыжкин подарил Михаилу Кирилловичу комус, зная его любовь к музыке. С юных лет Михаил Кириллович играл — сначала на гармошке, затем на баяне, затем освоил семиструнную гитару и даже пробовал под аккомпанемент ее двух струн петь шорские песни и сказания. Но под комус получалось лучше. А через два года приснился Михаилу Кирилловичу сон: как будто стоит он в полной людьми избе и ждет, когда начнется сказание, но никто не выходит петь. И тут встает из середины избы старик и подает ему комус (не совсем обычный, а состоящий из трех частей), а сам молча выходит из избы. Проснувшись, Михаил Кириллович долго думал об этом сне. Вероятно, это был вещий сон, определяющий дальнейшую жизнь его, как сказителя.
Через неделю Михаил Кириллович сделал точно такой комус, какой приснился ему во сне. И с тех пор петь шорские песни и рассказывать сказки он считает своим призванием, своим долгом, поэтому он, не задумываясь, принимает любое приглашение: будь то Пайрам или съезд шорского народа, или мерориятие, посвященное шорской культуре в школе, или запись на радио или магнитную ленту для ученых.
Однажды из Кемерова приехала женщина записать песни Михаила Кирилловича для радио. После записи она сказала ему, что когда он поет, у него сильно меняется лицо. «Так и должно быть, — ответил ей Михаил Кириллович. — В это время я все забываю, весь вхожу в сказку». Раньше, когда кайчи рассказывал сказку, самый высоко ценимый слушателями момент был тот, когда кайчи «входил в роль». «О, кай тӧсӱ кирча», — говорили люди, то есть «хозяин комуса входит в кайчи», и тогда комус словно звенит, а кайчи так поет, что трудно остановиться. Слушать же вошедшего в роль кайчи было наивысшим наслаждением для слушателей. Зимой Михаил Кириллович ездит в поселки Казас и Чувашку, в Мыски рассказывать сказки. Под вечер в одном из домов собираются люди: и пожилые, и среднего возраста, и молодые. Михаил Кириллович неспеша настраивает комус, закрывает глаза и в полной тишине начинает рассказывать сказку.
Первую сказку на четыре часа он сочинил в 1984 году, после выхода на пенсию. С тех пор сочиняет по две-три сказки в год. Порою Михаил Кириллович сам удивляется тому, что кто-то ему помогает сочинять сказки. «А с другой стороны, так и должно быть, — считает он. — Если хозяин комуса подарил мне комус, то и сказки должен дарить, чтобы я рассказывал их людям».
А совсем недавно Михаил Кириллович сочинил песню. Сначала «пришли» слова, — рассказывает он. — Я сел и быстро записал четыре куплета, а потом еще два. Через день «пришла» вдруг мелодия, я взял комус и начал быстро повторять ее, чтобы не забыть. На следующее утро встал и подумал, а что если попробовать слова к этой музыке. Попробовал — и надо же — слова подошли к музыке! Так вот родилась новая шорская песня «Пожелание», в которой дается пожелание шорскому народу верить в лучшее, быть мудрым. Сейчас эта песня вошла в репертуар фольклорного ансамбля «Ойун». Михаил Кириллович с ностальгией вспоминает о прошлом, от которого почти ничего не осталось. Какие раньше веселые праздники были у шорцев! Без пьянок, без драк. Не то, что сейчас. Родного поселка Курьи, где родился и вырос, вообще нет. Родные места обезображены (разрезом). Молодежь своего языка не знает.
И все же возрождать шорский язык, шорскую культуру надо, считает Михаил Кириллович. Не надо слушать тех, кто говорит, что поздно, что все равно ничего не выйдет, а надо пробовать, надо делать, надо верить.
«Просите и дано вам будет» — эти слова из Евангелия не раз на себе проверил Михаил Кириллович. Главное — надо верить, считает он, и бог никогда не оставит. И вера эта должна быть всегда в душе человека.