Абинцев (северных шорцев) и таежных шорцев русские казаки назвали «кузнецкими людьми», «кузнецкими татарами». Отсюда и название острога, построенного в 1618 году на землях абинцев, — Кузнецкий. Из него вырос город Кузнецк. До распространения в начале 20 века географического названия — Горная Шория, бытовало другое — Кузнецкая тайга. Название угольного бассейна Кузбасс происходит также от слова «кузнецы», «кузнецкие люди».
До прихода казаков шорцы были известными по Южной Сибири рудокопами, металлургами, кузнецами.
В документе 1622 года сказано: «А около Кузнецково острогу на Кондоме и на Мрассе реке стоят горы каменные великие, и в тех горах емлют кузнецкие есачные люди каменье; да то каменье разжигают на дровах и разбивают молотами намелко, а разбив, сеют решетом, а просеев, сыплют понемногу в горн, и в том сливаетца железо; и в том железе делают пансыри, бехтерцы, шеломы, копьи, рогатины и сабли и всякое железное, опричь пищалей; и те пансыри и бехтерцы продают колмацким людям на лошади и на коровы и на овцы, а иные есак дают колмацким людям железом же. А кузнецких людей в Кузнецкой земле тысячи с три и все те кузнецкие люди горазды делать кузнецкое дело. (История Хакасии. М.1993, стр.163)
«Шорцы-кыштымы славились производством орудий труда: топоров, корнекопалок, котлов, таганов. Большого мастерства достигли они в изготовлении военного снаряжения: сабель, копий, рогатин, наконечников, стрел, доспехов и шлемов. Высоко ценились шорские куяки-панцири. Даже русские казаки, имевшие вооружение лучшее, чем их противники, всегда стремились приобрести шорские куяки, которые отличались удобством и прочностью. Воины хакасских князей к концу 17 века все были одеты в такие доспехи. Шорцы обеспечивали военным снаряжением не только хакасских князей, но, по-видимому, и всю монгольскую и джунгарскую рать, платя им албан своими изделиями.
Так, в 1657 году монгольский хан приказал, чтоб ясачные люди кондомских волостей «сделали ему, Лоуджану, 1000 куяков, а на Мрассе б сделали 1000 куяков. А будет де ясачные люди на Кондоме и Мрассе ему, Лоуджану, 2000 куяков не сделают, он де хочет послать своих людей войною на кондомских и на мрасских ясачных и велит воевать, а с женами и с детьми в полон иметь». (История Хакасии, М.1993)
Шорцы продавали железные изделия и хакасам, и джунгарам, и предкам алтайцев — ак-теленгитам, которых русские называли колмаками:
«Например, в мае 1644 года один шорец, прибежавший в Кузнецк, сообщил, что через их волости в Киргизскую землю (т.е. в Хакасию) идут джунгары в составе 8 тысяч человек, а идучи по Кондоме и по Мрассе, у государевых ясачных людей покупают куяки и шеломы, и стрелы, и копья, и всякое железо». (История Хакасии, М.1993)
Об этом же читаем у К.Риттера в его книге «Дополнения к землеведению Азии» (по рукописи Плаутина 1745): «…жители Каларской волости (по Мундыбашу) и Шорской (по Кондоме) выделывали котлы, таганы, топоры, ножи, абылы и другие вещи и ими платили алман в Джунгарию и вели торговлю с теленгитами, которые приезжали к ним через кумандинские волости, у них брали железные вещи и козлины, а им давали лошадей, собольи и волчьи шкуры, шубы и лосины».
Однако правительство запрещало шорцам производить куяки, шлемы, копья, рогатины и другое военное снаряжение для продажи в политических целях. «В наказе от 10 ноября 1622 года кузнецкому воеводе Баскакову от Московского царя подчеркивается, что «колмацким людям опричь кузнецкие земли, никаково оружия купить не добыть нигде». Полагая, что с перекрытием этого канала поступления оружия, «колмацкие многие люди будут под государевою… рукою», Баскакову было приказано «колмацким бы людям отнюдь ясаку давать не велеть, и с колмацкими людьми торговать им, опричь соболей, железом, шеломами и панцырями и рогатинами и саблями не велеть». (Самаев, Горный Алтай в 17 в. Цитата документа по «Сборнику князя Хилкова»).
«В 1641 г. жители мрасских и кондомских волостей на такое запрещение ответили «что им, ясачным людям, куяки и шапки железные и всякую ратную сбрую черным и белым калмыкам продавать и на лошадей менять необходимо, так как тем де мы, ясачные люди, и живем». Посланные к шорцам казаки сообщили, что «ясачные люди, кондомские и мрасские, приготовили на продажу черным и бельм калмыкам больше двух тысяч куяков и шапок железных против того же» (История Хакасии.М.1993. Цитаты документов по книгам «Материалы по истории русско-монгольских отношений 1607-1636. Бахрушин С. В. Научные труды,т.3, ч.2)
С разгромом Джунгарии в середине 18 века, с вхождением Хакасии и Алтая в состав России не стало спроса на военное снаряжение. Попытки платить ясак русскому царю железом были безуспешными. Из Кузнецка посылали «шапки железные и иное всякое железо». Но в Москве железо стоило 10 алтын за пуд, а от перевоза кузнецкое железо стало «вдватцатеро дороже». Поэтому брать ясак железом было запрещено (Оглоблин П.Н. Обозрение столбцов Сибирского приказа. Грамоты по Ясачному столу. М.1890). Затем появились русские железоделательные заводы, конкуренцию им шорские ремесленники составить, естественно, не могли. Так начался упадок этого древнего ремесла. Но еще в течение 18 века шорские металлурги и кузнецы снабжали всеми необходимыми железными изделиями свои хозяйства. Об этом сообщали путешественники-ученые 18 века Миллер Г.Ф., Фишер И., Гмелин И..Н.., Георги И.Г.
У Гмелина И.Г. есть описание процесса выплавки железа в примитивных доменных печах, изобретенных предками шорцев. Вот что сообщает Георги И.Г.: «Плавильное их заведение едва ли может быть простее. Плавильная печь делается в зимней хижине и состоит в гемисферическом на пядень углублении глинистого пола, у которого находится на одной стороне для действования двумя мехами небольшое отверстие. Яма покрывается круглою горбатою вьюшкой из глины, у которой в самом верху есть отверстие пространством дюйма в два. Когда плавят, то наполняют печь такими мелкими угольями какие только сквозь отверстие проходить могут, и оныя поджигают. А как они совсем разгорятся, то при беспрестанном раздувании мехами бросают попеременно сквозь отверстие в печь то уголья, то по небольшому количеству истолченной мелко руды. Часа в полтора выходит руды около 3 фунтов. Вскрывши печь, очищают они переплавленную руду от огарков биением оной деревянными поленьями. Из выплавленного таким образом железа куют они на каменных наковальнях железными молотками железцы к стрелам и заступам; больше продают невыделанные железа российским кузнецам», (Георги И. Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов Сибири. 1776)
Во время раскопок в местах старинных улусов Абашевского и Абинского (сейчас Абагур) в 30-40-е годы были обнаружены остатки плавильных печей, подтверждающих наличие у предков шорцев металлургии. В шорском языке остались слова, связанные с этим исчезнувшим ремеслом. Например, кола-бронза, коргачын-свинец, молат-сталь, тебир-железо, телте-цинк, тенте-олово, шойун-чугун, кылыш-меч, малта-топор, маска-молоток, чарбек-пила, топак-кувалда, кыпты-ножницы, сарбазан-пушка, сарбазан-огу-пушечный снаряд, куйак-кольчуга панцирь и др. (Курпешко-Таннагашева Н.Н., Апонькин Ф.Я. Шорско-русский словарь).
Чиспиякова А.Е. рассказала мне о находке, которая случилась в деревне Средние Кичи в Южной Шории. Одна жительница вскапывала новый участок на небольшой горке. Каково же было ее удивление, когда она вдруг наткнувшись на что-то твердое, вытащила из земли кольчугу. Мелкие кольца кольчуги прекрасно сохранились до наших дней, а ведь кольчуге не менее 200 лет. Эта находка еще раз подтверждает, что изделия шорских тебир-узы (кузнецов) были хорошего качества.