С любовью к Шории!

Сеок Таеш

Таеш. Это название фигурировало в качестве родового у шорцев конца XIX — начала XX вв. В то время род Таеш входил вместе с сеоками Чорал и Кечин в состав Мрасско-Изушерской волости (правобережье реки Пызас) и численно преобладал над другими (Анохин, архив ЛЧ ИЭ АН СССР, ф. 11, oп. 1, д. 81), отчего волость эта иногда называлась неофициально Таяжской (Вербицкий, 1871б, с. 242).

После административной реформы 1912 г. потомки этого сеока вошли в состав Чилису-Анзасского общества Мрасской волости, затем — Чилису-Анзасского сельсовета. Значительная часть потомков этого сеока в 50—60-е годы нашего столетия переселилась в город Таштагол, поселки Шерегеш, Ключевой, Спасск, Усть-Кабырза, Канзас и даже в Новокузнецкий район.

Кроме шорцев, сеок Таеш (Таяс) в конце XIX — начале XX вв. был у хакасов (Яковлев, 1900, с. 10). О происхождении хакасской его части существует легенда, записанная впервые Н. Ф. Катановым (1963, с. 117), и впоследствии неоднократно опубликованная в других работах (Потапов, 1947, с. 124; 1948а, с. 282; Патачаков, 1959, с. 133). Согласно этой легенде три брата из рода Таяс по имени Кок-Тос, Маныс и Анийн жили в лесу. Боясь нападения соседних саянцев, они обратились к князю бельтиров Ептису с просьбой о покровительстве. Он поженил их и переселил поближе к себе в верховья Монока. Произошло это не ранее середины XVIII века, так как именно тогда, в восьми верстах к югу от устья реки Аскиз, князя Ептиса встретил на своем пути академик П. С. Паллас (1788, с. 497). Опираясь на эту легенду, Л. П. Потапов и К. М. Патачаков считают хакасский сеок Таяс частью отселившегося из Кузнецкой тайги шорского сеока Таеш (Потапов, 1957, с. 268; Патачаков, 1959, с. 133).

Лингвист М. Н. Боргояков, напротив, называет этот сеок кыргызским и «всегда обитавшим на р. Пызас». В подтверждение используется исторический документ XVIII в., где говорится о разгроме в 1704 г. отрядом русских казаков во главе с П. Собанским и Ф. Сорокиным нескольких кыргызских юрт на реке Пызас (Боргояков, 1973а, с. 156; 1974, с. 129). Действительно, такое событие имело место, но оно было связано с бегством части енисейских кыргызов от принудительного переселения в Джунгарию (Абдыкалыков, 1968, с. 125; 1985, с. 85; Копкоев, 1965, с. 69, 76). Беглые кыргызы скрывались у своих кыштымов не только на реке Пызас, но также и в кондомских волостях вдоль торгового пути Улуг-Чол, соединявшего в то время Абаканские степи с Алтаем (Адрианов, 1888б, с. 110). Примечательно, что на карте С. Ремезова конца XVIII в. на реке Пызас отмечены юрты «Тазаши», хотя в ясачных списках XVII—XVIII вв. такой волости вовсе не числилось.

Можно предположить, что в начале XVIII века произошло включение разбитых кыргызов в Мрасско-Изушерскую и Карачерскую волости. Вполне вероятно, эти кыргызы могли быть из рода Таеш, так как охотничьи территории шорских «таяшей» вплоть до начала XX века были в верховьях Абакана и Лебеди (Адрианов, 1888а, с. 316). Именно туда, на родину, в верховья Абакана, под покровительство князя Ептиса они стали отселяться, спасаясь от саянцев. «Тазаши», оставшиеся на реке Пызас, видимо, включили в свой состав сеок Узют-Шор, который к началу XX века стал называться Таеш.

Книга: Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. 1989 г.

Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Обратная связь