С любовью к Шории!

Сеок Себи

Себи. Это название употреблялось в качестве названия рода почти всеми исследователями за исключением А. В. Анохина и А. Н. Аравийского. Сеок Себи обитал в середине XIX в. как в верховьях Томи, так и по реке Кондоме (Radloff, 1893, s. 214), а по данным А. В. Адрианова и В. Вербицкого только по реке Кондоме в составе Кондомо-Бежбояковой и Кондомо-Барсиатской волостей (Адрианов, 1883, с. 939; Вербицкий, 1884, с. 130). Кроме реки Кондомы и верховьев Томи часть сеока Себи под названием Себичин или Себиджин числилась вместе с сеоками Таг-Карга и Саийн в составе Ближне-Каргинского административного рода Сагайской степной думы (Потапов, 1957, с. 265).

Н. П. Дыренкова выделяет среди кондомских Себи подразделения: Себи, Сары-Себи, Кара-Себи, Шыганак-Себи (Дыренкова, архив ЛЧ ИЭ АН СССР, ф. 3, оп. 2, д. 121). В настоящее время нами зафиксирована всего одна фамилия потомков сеока Себи — Мигашевы, встречающаяся в Осинниках и населенных пунктах Сосновского сельсовета.

Первичные сведения о сеоке Себи появляются в начале XVIII в. в исторических документах, где сообщается о Себийской кондомской волости (Памятники сибирской истории XVIII в., 1885, с. 319). В XIX в. эта Себийская волость уже не упоминается, а сеок Себи, вероятно, вошел в состав соседней Кондомо-Барсиатской волости.

О происхождении сеока Себи существует легенда, по которой предками сеока были русский казак и местная «татарская» женщина. Она была найдена казаком в лесу и посажена на цепь, отчего, якобы, и произошло название сеока: «себи» в переводе на русский язык — «цепь» (Адрианов, 1883, с. 939). Более правдоподобно выглядит другая легенда. В ней говорится, что предки хакасского сеока Себи (Себичин) жили около своей прежней родовой горы Падын-Таг, которую себийские женщины считали своим тестем, а шаманы упоминали в молитвах (Катанов, 1909, с. 272). В окрестностях этой горы, видимо, и происходило формирование сеока Себи, откуда одна часть его в XVIII в. переселилась на Кондому, а другая — в долину реки Аскыз. Новой родовой горой сагайского сеока Себи (Себиджин) стала гора (Четти-Кыс у реки Бейка — приток Базы из системы Аскыза (Потапов, 1947б, с. 119). Кондомскому Себи не досталось на новом месте охотничьих угодий и он стал заниматься под влиянием соседних русских крестьян земледелием, стойловым скотоводством и к настоящему времени большей частью ассимилировался.

Книга: Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. 1989 г.

Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Обратная связь