С любовью к Шории!

Сеок Кызай (Кызыл-гая)

Кызай. Этот сеок был отмечен всеми исследователями конца XIX — начала XX вв. и обитал в это время в среднем течении Мрассу, в районе устьев ее притоков — Кабырза, Пызас, Кызас. Сеок Кызай составлял отдельную Кызыльскую волость, которая под различными названиями (в XVII веке — Кызыл-Карга, в XVIII веке — Карга-Кызыл) всегда располагалась в районе устьев рек Пызас и Кабырза. Ставка паштыка этой волости находилась в улусе Усть-Кабырза, где проживало большинство его сородичей, остальные в улусах Усть-Пызас, Нижне-Кызайский, Карчит, Улун-Гол. После 1912 года эти улусы вошли в состав Кабырзинского общества Мрасской волости, а впоследствии в Кабырзинский сельсовет.

Сейчас потомки кызайцев — Адыяковы, Арбочаковы, Кушаковы, Судочаковы, Ундучековы — широко расселились по Таштагольскому району. Особенно их много в городе Таштагол, поселке Шерегеш, но основная часть, как и прежде, проживает в Усть-Кабырзинском сельсовете.

Из исторических документов следует, что еще в XVIII в. часть сеока Кызай переселилась в «Киргизскую землицу» в верховьях Абакана (Долгих, 1960, с. 108). К настоящему времени эти абаканские потомки сеока Кызай (у хакасов — Кызыл-гая) полностью слились с сагайцами и считают себя частью хакасского этноса (Бутанаев, 1979, с. 150).

В отношении происхождения сеока Кызай в этнографической литературе высказывались различные противоречивые гипотезы. Л. П. Потапов, опираясь на записанную им в 1934 году легенду, где прародиной сеока называется устье реки Кабырзы, утверждал о шорском происхождении этого сеока (Потапов, 1957, с. 267; 1936, с. 165). Охотничьи угодья сеока Кызай находились, согласно Л. П. Потапову, также в «Шории», в местности «Шор-тайга», в верховьях Томи и по ее притокам Кайтырыг, Палыгтыг, Шор-суг, а также в местности «Сарыг-тайга» по реке Тюльбер, а кедровики — в верховьях рек Саим, Порлуг на горе Кара-таг (Потапов, 1936, с. 134-135; 1972б, с. 165).

Н. П. Дыренкова, напротив, называет сеок Кызай «пришлым из сагайских степей» (Дыренкова, архив ЛЧ ИЭ АН СССР, ф. 3, oп. 1, д. 122). Позднее этнограф В. Я. Бутанаев высказал аналогичную гипотезу, в подтверждение которой использовал материалы фольклора. По записанной им у хакасов легенде сеок Кызыл-гая (Кызай) получил свое название от одноименной горы в верховьях Томи, где в древности жили два брата: Хызыл-хая и Хобый-алас. Впоследствии образованные этими братьям сеоки спустились на плотах по Томи до устья Мрассу, затем поднялись вверх по последней до устья левого ее притока — Пызас, где и обосновались. Спустя некоторое время часть сеока Кызыл-гая отселилась в верховья Таштыпа и Большой Еси, где вошла в состав сагайцев-хакасов, оставшаяся часть образовала самостоятельную волость Кузнецкого уезда (Бутанаев, 1983, с. 71).

Не исключено, что эти легенды в какой-то мере отражают реальные события, происходившие задолго до появления русских. Формирование сеока Кызай вполне могло происходить в верховьях Томи на его древней промысловой территории. Отсюда по каким-то причинам он переселился в верховья Мрассу, где долго не мог поделить землю с сеоком Кый (Потапов, 1936, с. 165). Отсутствие свободных угодий вынуждало людей охотиться на своей прежней промысловой территории в верховьях Томи, а отдельные семьи из-за неурожая и голода переселялись в верховья Абакана. Последнее событие нашло отражение в русских исторических документах.

Книга: Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. 1989 г.

Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Обратная связь