Карга. Это название служило эпонимом населению, обитавшему в среднем течении Мрассу, от порогов до устья реки Анзас. В конце XIX в. сеок Карга подразделялся на два кровнородственных рода Таг-Карга и Суг-Карга, каждый из которых составлял отдельную волость: Ближне-Каргинскую, называемую неофициально Паянской и Дальне-Каргинскую, иногда называемую просто Карпинской.
Юрты паштыка Дальне-Каргинской волости находились в улусе Усть-Анзас (старое название «Карга»). Месторасположение ставки паштыка Ближне-Каргинской волости неясно, но основная часть населения волости находилась в улусе Сосновая Гора (Тозас) и в улусе Казас (Вербицкий, 1871б, с. 244), а по данным С. К. Патканова — в улусе Усть-Танчульском в верховьях Абакана (Патканов, 1911б, с. 278). В списке населенных мест Томской губернии на 1911 год последняя волость вообще не числилась (Список населенных мест, 1911, с. 560-576). Ясачные обеих Каргинских волостей жили смешанно с сеоком Челей Мрасско-Елейской волости и сеоком Аба-Мрасско-Бежбояковой и Едеевой волостей (Вербицкий, 1867, с. 176).
Кроме Мрасских Карга были и кондомские (Адрианов, 1883, с. 937; Потапов, 1936, с. 17). Однако выявленные нами в верховьях Кондомы потомки этого сеока — Курдаковы и Чудековы — назвали свой этноним «куванды», то есть кумандинцы. Причем, большая часть этих семей, по данным наших информаторов, проживает в Алтайском крае.
В то же время какая-то часть сеоков Таг-Карга и Суг-Карга в начале XIX в. обитала по рекам Таштып и Есь — притокам верховьев Абакана, где они составляли Дальне- и Ближне-Каргинские административные роды Степной думы соединенных разнородных племен Минусинского уезда (Потапов, 1957, с. 261; (1947б, с. 115-116). В настоящее время потомки этих переселенцев помнят о своем былом родовом делении, но осознают себя частью хакасского этноса.
Оставшиеся на реке Мрассу стали пользоваться только одним эпонимом — Карга. После 1912 года они вошли в Усть-Анзасское общество, а в 1924 г. — в Усть-Анзасский и Средне-Челейский сельсоветы. В настоящее время потомки Дальне-Каргинской волости — Кирсановы, Кыдымаевы, Мортаевы, Отургашевы проживают в Усть-Анзасском и Майзасском сельсоветах. Отдельные семьи уже в послевоенный период переехали в Таштагол, поселки Шерегеш, Спасск и Шор-Тайга.
В XVII—XVIII вв. в состав Мрасских волостей входили две Каргинские, имевшие, в отличие от XIX в., иные названия. Дальне-Каргинская волость называлась Карга Кузешева и постоянно располагалась в устье реки Анзас, Ближне-Каргинская называлась Карга Ближняя и находилась по реке Ортон.
Родовые охотничьи угодья «шорских» каргинцев находились у горы Шор-Тайга и по реке Теренсу в верховьях Томи, для ближней охоты — вблизи их родовой горы Патын по водоразделу Мрассу и Абакана (Потапов, 1947б, с. 115-116; 1936, с. 134). В этих местах по преданиям, записанным Н. Ф. Катановым, происходило формирование сеока Карга. Так, в одном из таких преданий прямо говорится, что «колена горных и водяных каргинцев» пришли к сагайцам с горных речек Кузнецкой тайги (Катанов, 1909, с. 271). Из других сагайских преданий также следует, что каргинцы прежде жили по реке Мрассу и занимались охотой, а после разделения в 1822 г. Сибири на Восточную и Западную, одна часть каргинцев стала подчиняться городу Кузнецку Томской губернии, а другая — Минусинску Красноярской губернии (Катанов, 1909, с. 272).
В следующем предании говорится, что «водяные Карга» живут ныне по рекам Тея, Есь, а прежде жили у хребта Колим на берегу Мрассу. Горные Карга, живущие теперь по рекам Бур, Таштып и Есь, жили раньше у хребта Кара-Таг на берегу Мрассу (Катанов, 1909, с. 272). Еще в одном предании сообщается: «Против хребта Колим, на другой стороне Мрасса есть еще одна гора, называемая Кара-Таг. Собственно, имя Кара-таг носят еще две горы, это — горы, у которых жили предки горных каргинцев. Часть нашего народа осталась у этих гор. Их женщины называют эти горы своим тестем, а наши здешние тестем не называют. Наши шаманы во время камлания упоминают эти горы. Говорят, что на этой горе Кара-таг есть каменная колыбель. Эту колыбель видели прежде, а теперь не могут видеть ее. Эта колыбель была колыбелью прежних наших отцов» (цит. по Потапову, 1957, с. 262). В другом предании повествуется: «В ту сторону, на берегу Мрасса есть еще один хребет по имени Колим. Водяные Карга называют его горою, у которой жили их предки. Они приглашают шаманов камлать на этой горе и приносят ей жертву. Но женщины не считают эти горы своим тестем» (цит. по Потапову, 1957, с. 262). И, наконец, в последнем предании, записанном тем же Н. Ф. Катановым, говорится: «Наши водяные каргинцы пришли с речки Мрасс, спустившись с черных гор. Предками их были два брата, которые, деля перья орла, рассорились и разошлись: один брат сделался водяным каргинцем, а другой — горным каргинцем. Потомки братьев этих каргинцев и теперь живут по Кобир-сугу и Мрассу» (цит. по Л. П. Потапову, 1957, с. 261-262).
Н. П. Дыренкова записала в улусе Карчит на реке Анзас подобную легенду, только там сообщается о трех братьях: «Прежде три брата на реке Мрассу жили. Три брата (там живут), крылья лебедя делили, крылья лебедя не могли разделить, спорили между собой, поссорясь разошлись. Три брата на три стороны разошлись. Один из них — водяной Карга, один из них — горный Карга, один из них—саин Карга. (Так) жить стали». (Дыренкова, 1940, с. 309).
Все эти легенды, подкрепленные данными этнографии, как, например, употреблением абаканцами-скотоводами при молениях родовой горе Патын в качестве жертвы характерной для шорцев растительной пищи и рыбы, а не мяса домашних животных, позволили Л. П. Потапову утверждать о «шорском» происхождении сеоков Таг-Карга и Суг-Карга (Потапов, 1957, с. 264-265).
Однако существует противоположное, тоже основанное на материалах фольклора, мнение о «бирюсинском» или «кыргызском» происхождении каргинцев (Георги, 1776, с. 171; Бутанаев, 1983, с. 71). По легенде, записанной В. Я. Бутанаевым от сагайца Карсе Боргоякова из аила Халар следует, что «подразделение каргинцев — Суг-Харгазы (Ближне-Каргинский род) является исконным кыргызским родом. Другая группа каргинцев — Таг-Харгазы (Дальне-Каргинский род) своей прародиной считает долину Мрассу, где находилась их родовая гора Харатаг, давшая название роду «Харга» (Бутанаев, 1983, с. 71).
По нашему мнению все эти предания в какой-то мере отражают события, связанные с миграциями каргинцев, однако в них нигде не говорится о принадлежности этих сеоков к шорскому или хакасскому этносу. Что же касается местонахождения родовых охотничьих территорий и гор, то для обоих сеоков они располагались не на территории современной Шории и Хакасии, а на границах между ними, в Кузнецком Алатау. Поэтому утверждения о «шорском» или «хакасском» происхождении каргинцев тенденциозны.
Принято считать, что название Карга имеет тотемное происхождение и переводится как «ворона». Примечательно, что жители поселка Усть-Анзас — потомки этого сеока, в отличие от других шорцев, до сих пор называют ворону «кара-тан», то есть «черная галка» (Абдрахманов, Чиспияков, 1968, с. 174).
В заключение следует подчеркнуть, что из двух Каргинских волостей в формировании шорского этноса значительную роль сыграли потомки Дальне-Каргинской волости (основное население Усть-Анзасского сельсовета), которые до сих пор помнят свою былую родовую принадлежность к сеоку Карга и не разделяют его на Таг-Карга и Суг-Карга.
Книга: Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. 1989 г.