С любовью к Шории!

Сеок Аба

Аба. Этого названия нет в списках А. В. Адрианова, А. Я. Ярхо и А. Н. Аравийского, так как маршрут первого пролегал в стороне от места их основного расселения, а во время поездки двух других исследователей этот сеок, видимо, почти полностью раскололся на отдельные семьи и ассимилировался русскими.

Вплоть до 1912 года в списках волостей Кузнецкого уезда в низовьях Кондомы официально числилась Абинская волость, что позволяет нам утверждать о существовании такого сеока в конце XIX — начале XX вв., для которого название «племени» абинцев стало названием рода. Другие группы абинцев вошли в состав Казановой, Кондомо- и Мрасско-Бежбояковой волостей, где стали употреблять территориальные самоназвания — Козан, Погорак, Тос, Конгы и т. д., а отдельные семьи могли войти в сформировавшийся после прихода русских сеок Тарткын. После 1912 года потомки сеока Аба вошли в Абинское и другие общества Кузнецкой волости, кроме того, частично оказались в Мысковском, Сибиргинском, Чувашенском, Боровском обществах Томской волости.

В настоящее время к потомкам сеока Аба относят себя Кадышевы, Камзычаковы, Каучаковы, Кутерины, Салбаковы, Салагины, проживающие в Новокузнецке, Мысках, Междуреченске, а также в населенных пунктах Безруковском, Подобасского, Кузедеевского, Чувашенском сельсоветов. Потомки остальных абинцев — бывших ясачных Кондомо- и Мрасско-Бежбояковой, Козановой, Едеевой, Кондомо-Барсиатской волостей не сохранили в памяти свою былую родовую принадлежность.

Впервые Абинская волость (а по другим данным Бокчетаев улус) упоминалась в одном из самых ранних русских исторических документов, и в XVII-XVIII вв. постоянно располагалась в устьях Абы и Кондомы, где в 1618 г. был построен Кузнецкий острог на месте древнего городища абинцев Аба-Тура (Фишер, 1774, с. 214; Миллер, 1937, с. 318; Георги, 1776, с. 167; Фальк, 1824, с. 527). Кроме того, Б. О. Долгих к абинским причислял улусы: Бежбояков, Тогояков, Барсояков, Едеев, считая их не сложившимися родами (Долгих, 1960, с. 109). Л. П. Потапов, напротив, считает их большими семьями — телями, отколовшимися еще до прихода русских от каких-то сеоков абинцев. В XVII в. эти улусы образовывали самостоятельные волости, за исключением Тогоякова улуса, который вошел в соседнюю Мрасско-Бежбоякову, а не Кондомо- Барсиатскую волость, как это полагал Б. О. Долгих (1960, с. 109).

Л. П. Потапов, кроме сеока Аба, называл еще два других кровнородственных сеока Таг-Аба и Кара-Аба. Сеок Таг-Аба известен с XVII в. но названию Таганской волости Кузнецкого уезда, расположенной в верховьях Чумыша. Сеок Кара-Аба, известный с 1760 г. по названию Карабинской деревни (Потапов, 1972а, с. 54), входил в начале XIX в. в состав Оксунайской волости Бийского уезда (Анохин, архив ЛЧ ИЭ АН СССР, ф. 2, oп. 1, д. 76). Эти два сеока составляли единое целое с телеутской этнической и культурно-бытовой общностью (Потапов, 1972а, с. 54). Подтверждается это и данными переписи 1897 года, где отмечено, что «таганцы» назвали свой язык телеутским (Патканов, 1912, с. 68).

Впоследствии, с образованием Горно-Шорского национального района, потомки этих двух сеоков оказались за его пределами и не вошли в состав формирующегося шорского этноса. Какая-то их часть некогда примкнула к тубаларам, а остальные ассимилировались среди русских переселенцев. Поэтому сеоки Таг-Аба и Кара-Аба не следует включать в состав шорских.

Что касается шорского сеока Аба, то он считался И. Г. Георги также телеутским по происхождению (Георги, 1776, с. 167). Подтверждая эту точку зрения, Л. П. Потапов сравнивал шорский эпоним Аба с названием одного из племен средневекового народа «теле» (Потапов, 1969а, с. 169). А. П. Уманский определял абинцев лишь как «подданных телеутам» жителей степных волостей (Уманский, 1979, с. 133). В качестве подтверждения телеутского происхождения сеока Аба приводились многочисленные этнографические факты, как, например, однотипный покрой и орнамент ворота женского национального платья, сходные представления о духе всей Кузнецкой тайги «Аба-Чиш» у абинцев и телеутов (Анохин, архив ЛЧ ИЭ АН СССР, ф. 11, oп. 1, д. 49; ф. 11, oп. 1, д. 37; Потапов, 1956, с. 496). Именно абинцы, генетически родственные телеутам, явились создателями героического эпоса (Потапов, 1948а, с. 202; Функ, 1984, с. 96-99), известного в литературе под условным названием «Шорский героический эпос» (Чудояков, 1971). Абинцам принадлежала ведущая роль в развитии металлургии, так как именно они обитали в низовьях Кондомы и Мрассу — в местах наибольшего распространения кузнечного дела и древней металлургии (Георги, 1776, с. 168; Юриш, 1968, с. 5; Миллер, 1787, с. 318).

Какая-то часть абинцев еще до прихода русских оказалась в верховьях Абакана, где составила сеок Аба, вошедший в состав сагайцев-хакасов (Яковлев, 1900, с. 10). Л. П. Потапов в одних работах называет его «шорским» по происхождению, имея в виду, что такой сеок есть у шорцев (Потапов, 1957, с. 217), в других более точно и определенно — телеутским (Потапов, 1969а, с. 169).

Книга: Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. 1989 г.

Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Обратная связь