Интервью с депутатом Совета народных депутатов Кемеровской области Н. П. Печениной
— Надежда Михайловна, вот уже 6 лет Вы в единственном числе отстаиваете права коренных малочисленных народов в Совете народных депутатов Кемеровской области. Во многом благодаря Вашей работе в 1999 году был принят закон «О правовом статусе коренных малочисленных народов Кемеровской области». С апреля 1999 года Вы являетесь председателем комитета по национальной политике и экологии. Над какими законами работает Ваш комитет?
В 2000 году наш комитет подготовил и вынес на рассмотрение сессии народных депутатов вот уже порядка трех законопроектов. Первые два законопроекта: «О внесении дополнений и изменений в Закон «Об изъятии и предоставлении земельных участков» и «О внесении изменений и дополнений в Закон «О предельных размерах предоставления этих участков». Эти законы были приняты ранее Законодательным Собранием Кемеровской области, но федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов России» еще не было для того, чтобы реализовать право коренных народов пользоваться землями различной категории бесплатно, безвозмездно.
На последней сессии, которая прошла 30 мая, мы приняли закон «О нормах побочного лесопользования». Этот закон устанавливает нормы бесплатного пользования дарами леса. Какие там установлены нормы на сбор ягод? Это брусника и клюква — по 20 кг на 1 человека в сезон, на сбор папоротника и черемши — по 30 кг на человека в сезон. Это для всего населения. В том числе установлена норма на сбор кедрового ореха — не более 20 кг на 1 человека в сезон. Мы установили норму для коренных жителей, проживающих компактно в Междуреченском и Таштагольском районах. Эта норма — не более 100 кг на 1 человека в сезон.
Мы еще внесли поправку какую. Поскольку федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов» предоставляет право на бесплатное, безвозмездное пользование землями различных категорий не только лицам коренного населения, но и лицам некоренного населения, но проживающим в местах исторического проживания, то они точно также могут пользоваться такими же правами.
Поскольку Лесным кодексом установлены категории льготников: участники войны, переселенцы (статья 107), то мы предлагаем расширить ее, а также уточнить и включить в категорию льготников лиц некоренной национальности, чтобы они также могли пользоваться льготами. Поэтому мы вышли с законодательной инициативой в Государственную Думу и вносим поправки в Лесной кодекс, чтобы в субъектах Российской Федерации люди могли использовать те льготы, которые заложены в федеральных законах.
Также, в развитии, будут проходить 13 июля парламентские слушания в Государственной Думе (комитет по делам национальностей), чтобы найти механизмы для реализации закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов». Необходимо внести целый ряд поправок в законы о животном мире», О недрах», О континентальном шельфе», «О соглашении о разделе продукции», чтобы установить квоты на пользование животным миром. Такое право есть, но механизма для его реализации нет, поэтому мы готовим предложения нашим комитетом, я планирую участвовать в этих парламентских слушаниях.
Планы у комитета очень большие. Мы конечно надеемся, что, наконец-то, закон «О территориях традиционного природопользования» пройдет все многочисленные согласования со специалистами.
— Я слышала, что он не был рассмотрен только потому, что не были приложена карта территорий традиционного природопользования.
Это не простой вопрос. Что значит приложить карты? Практически это сейчас сделать невозможно. Закон этот должен приниматься поэтапно — одно положение закона должно выходить из другого. А вот все вместе это совершенно невозможно сделать и, я полагаю, что чиновники просто нашли зацепку, чтобы отложить этот вопрос еще на бесконечное время.
— Так этот закон так и не будет принят в ближайшее время?
От меня это не зависит. От депутатов это не зависит. Это зависит от администрации области, есть определенный регламент в областной администрации. Необходимо, чтобы закон непременно поддержала коллегия, президиум коллегии, и только тогда он получает положительное заключение администрации. Поскольку, если даже Совет народных депутатов примет этот закон, то губернатор может его не подписать, и тогда это будет пустой тратой времени.
— А кто тормозил принятие закона?
В основном были проблемы или непонимание со стороны работников Управления лесного хозяйства, потому что они считают, что земли лесные не подходят под определение земель различной категории. В нашем законе написано пользоваться землями различной категории, а они считают, что в Лесном кодексе этого нет, ведь Лесной кодекс принимался раньше. Пока не будут приняты поправки в Лесной кодекс, это право реализовать будет невозможно. Насколько мне известно, я слежу за этим законом, Управление лесного хозяйства на сегодняшний день уже согласовало этот закон, но, кстати, в отличие от других законопроектов этот закон нужно было согласовать в 28 департаментах. Ни один закон такого согласования не проходил, кроме как закона о бюджете. То есть насколько тяжело идет этот вопрос.
12 мая я, находясь в Москве, специально попросилась на аудиенцию к заместителю председателя комитета федеральной службы лесного хозяйства. Сейчас эта служба сокращена, она будет в составе другого ведомства. Но, во всяком случае, я нашла поддержку у специалистов, они должны были дать замечания, свое заключение на наши поправки в Лесной кодекс, потому что все равно они будут давать заключение для Правительства, для президента. На этом уровне, на этом этапе мы договорились, я нашла поддержку и понимание. Как это будет в жизни реализовываться, посмотрим. Я полагаю, что уже после слушаний депутатских часть субъектов будет говорить о том же. И, кстати, 12 мая, когда мы были на 10-летии Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, там была создана рабочая группа для стратегического планирования на следующее десятилетие. Каждый регион взял на себя ответственность сделать поправки в федеральные законопроекты. В частности, моя коллега из республики Карелия Зинаида Строгальщикова делает поправки в закон о местном самоуправлении, я в Лесной кодекс.
— Ваш комитет также занимается и вопросами экологии…
Много приходится заниматься вопросами экологии. И, наверное, сочетание вопросов экологии и проблем коренных народов — это самое удачное сочетание. Поскольку коренные народы являются лакмусом экологической обстановки. Мы живем неразрывно с природой и насколько здорова наша окружающая среда, а мы часть ее, настолько и здоровы наши народы.
— Спасибо за интервью.
Вопросы задавала Любовь Чульжанова
2000 год