Из отчета заведующей кафедрой шорского языка и литературы Фавзии Гизатулловны Чиспияковой «О работе кафедры шорского языка и литературы за период с 1989 по 1997 год»

01.06.89 приказом министра народного образования РСФСР был открыт научно-методический центр шорского языка при Новокузнецком госпединституте (руководитель центра  Чудояков А. И.). 07.12.89 научно-методический центр был преобразован в кафедру шорского языка и литературы при факультете русского языка и литературы. Открытию кафедры предшествовала длительная работа с общественностью, органами местной и государственной власти. Традиции исследования шорского языка в НГПИ связыны с именами Абдрахманова М. А.,  Бонюхова А. А., Чиспиякова Э. Ф., научная деятельность которых была поддержана видными учеными Сибири: проф.  Дульзоном А. П.,  Убрятовой Е. И... Особо следует отметить роль Чиспиякова Э.Ф. в подготовке дипломированных специалистов по шорскому языкознанию.

Состав кафедры

Кафедра шорского языка по своему составу немногочисленна. На кафедре пять ставок преподавателей и 1,5 — лаборанта. В настоящее время на кафедре работает 4 штатных преподавателя и 3 совместителя.

С базовым университетским образованием 1 преподаватель — Косточаков Г. В., с педагогическим — 3. На кафедре 2 доцента (Чиспиякова Ф. Г.,  Шенцова И. В.), 2 старших преподавателя (Косточаков Г. В., Попова Л. И.).

Учебно-методическая база кафедры

Учебно-методическая база кафедры удовлетворительная. Оснащение кафедры тюркологической теоретической научной литературой происходит за счет подарков книг из личных библиотек преподавательского состава кафедры и факультета, за счет научных учреждений, с которыми сотрудничает кафедра, за счет публикаций научных трудов членов кафедры в научных сборниках, за счет публикации тюркологов, занимающихся шорским языком на других кафедрах НГПИ и в других вузах.

Учебно-методическая работа

Основной целью учебно-методической работы кафедры является подготовка высококвалифицированного учителя родного языка и родной литературы.

Многие считают, что кафедра шорского языка находится в привилегированном положении. Но если серьезно вникнуть в суть привилегированного положения, то все обстоит намного сложнее. Во-первых, преподаватели кафедры первоначально имели другие специальности. Это преподаватели иностранного и русского языков и литературы. Преподаватели начали свою деятельность с разработки содержательной части образования родному языку. Эта работа затруднялась дефицитом необходимой научной литературы и отдаленностью научных библиотек. Все аспекты приходилось разрабатывать на пустом месте. Во-вторых, преподаватели совмещают свою работу на кафедре шорского языка с работой на других кафедрах. В-третьих, кафедра взяла на себя обязанность обеспечения учебниками и учебно-методической литературой школы, в которых введено преподавание родного языка и литературы.

Наконец, нужно учитывать и тот факт, что шорский язык в течение 50-ти лет был бесписьменным языком, поэтому кафедре приходится решать и задачу создания шорского литературного языка, вокруг которого ведутся дискуссии и дебаты среди носителей языка.

Подготовка национальных кадров требует обеспечения учебного процесса учебниками, учебно-методическими пособиями, методическими рекомендациями, обеспечения большим количеством письменных литературных источников. Кафедра проводит определенную работу в этом направлении.

Кафедра разработала новый учебный план, составлены и обновлены рабочие программы по всем аспектам, разработаны и составлены тексты для индивидуальной и самостоятельной работы студентов, создаются письменные работы для контроля знаний учащихся, разработаны уроки в помощь студенту-практиканту, составлена картотека научной и учебной литературы, подготовлены и изданы методические пособия по фонетике и диалектологии, подготовлено методическое пособие по лексикологии и словообразованию, разработаны спецкурсы по «Ономастике», «Языки народов Сибири», ежегодно разрабатывается тематика курсовых и дипломных работ.

Связь кафедры с другими вузами и тюркологическими центрами

В целях повышения научного уровня преподавательского состава членов кафедры, а также повышения качества подготовки специалистов по родному языку у кафедры установились тесные связи с целым рядом научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, а также с общественностью городов Кемеровской области. Среди них Институт языков народов России МО РАН, Хакасский и Горно-Алтайский научно-исследовательский институты, Хакасский институт усовершенствования учителей, университеты городов: Абакан, Томск, Новосибирск, Казань, Кемерово, Санкт-Петербург.

Объединенный институт истории, филологии и философии СО РАН курирует научную работу кафедры. Преподаватели шорской кафедры учатся в аспирантуре и проходят стажировки в этом институте. В 1997 году проф., доктор ист. наук Бутанаев В. Я, завкафедрой истории, этнографии и краеведения Хакасского госуниверситета прочел два спецкурса для студентов шорского отделения: «Этногенез и этническая история народов Саяно-Алтая», «Этническая культура тюрков Саяно-Алтая».

Хакасский институт усовершенствования учителей консультировал авторов учебников по родному языку, члены кафедры принимали участие в научно-практических конференциях и семинарах, посвященных вопросам подготовки национальных кадров, вопросам обучения родному языку.

При Московском институте национальных проблем образования была создана Лаборатория национального образования шорцев (рук. Чудояков А. И.). Работу этой лаборатории после смерти Чудоякова А. И. возглавила Жураковская Н. В... Шорская лаборатория осуществляет научно-исследовательскую работу по проблемам «Совершенствование содержания и методов обучения родному языку». План научно-исследовательских работ лаборатории шорского языка был согласован и подписан, председателем комитета образования и науки Титовой Т. И. и заведующим департамента образования г.Новокузнецка Артюховым М. В.

Научная работа кафедры

Занимаясь вопросами подготовки национальных кадров по шорскому языку и литературе, кафедра проводит и большую научную работу. Многие уровни шорского языка остаются недостаточно исследованными, что вызывает большие трудности при написании учебников.

В 1991 году была организована экспедиция в районы проживания шорцев (рук. Чудояков А.И.). Цель экспедиции — сбор лингвистического и фольклорного материала. Члены экспедиции были в поселках Ортон, Учас, Ильинка, Трехречье, Чилису-Анзас, Кабырза, в г. Таштаголе. Материалы экспедиции нашли отражение в научных докладах и статьях, а также использовались при написании учебно-методических пособий, учебников для школ и вуза.

Кафедра продолжает работу над темой «Исследование языка и фольклора», «Совершенствование шорского литературного языка и методики его преподавания».

За время существования кафедры было прочитано более 40 докладов на научно-практических конференциях, проводимых НГПИ. Более 20 докладов было прочитано на конференциях в других городах: Алма-Ата, Томск, Якутск, Элиста, Кемерово, Абакан, Новосибирск, Москва, Таштагол.

В 1992 году все члены кафедры приняли участие в международной конференции, которая проходила в Казани. Труды конференции опубликованы в сборнике «Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность».

В 1994 г. Чиспиякова Ф. Г. принимала участие в работе научно-практической конференции (г. Москва) по проекту «Национальная школа России».

Научные статьи кафедры печатаются в сборниках «Хакасская диалектология», «Языки народов Сибири» и других.

За 8 лет существования кафедры в количестве 5-6 человек опубликовано 92,75 печатных листа. Издано учебников и монографий — 3, учебников для школ — 2, методических пособий — 4, Орфография шорского языка, Хрестоматия на шорском языке, Словарь, Учебник шорского языка (Э. Ф., Чиспияков), Орфография шорского языка (Чиспияков Э. Ф.), Русско-шорский разговорник (Амзоров М. П., Шенцова И. В.), Учебное пособие по фонетике (Чиспиякова Ф. Г., Шавлова Н. В.), Учебное пособие по диалектологии (Чиспиякова Ф. Г.), Учебник для 3 класса (Шенцова И. В.), Хрестоматия (составитель Косточаков Г. В., ред.Чудояков А. И.), Учебник «Изучаем шорский язык» (Шенцова И. В.), Этюды шорского эпоса (Чудояков А. И.), Шорско-русский словарь (Судочаков М. Л., Чульжанов Г. Д, Косточаков Г. В.), Грамматика шорского языка (Амзоров М. П.), монография Шенцовой И. В., сборник стихов «Ала тагларым» Косточакова Г. В.

Подготовлено к печати 7 работ: учебно-методический комплекс для 3 класса (учебник вышел), учебно-методический комплекс для 5-6 классов (учебник, методические рекомендации к учебнику, книга для чтения, программа), учебное пособие для 1 курса, пособие по словообразованию для 3 курса, пособие по лексикологии, Орфографический словарь, Шорский язык в картинках.

В 1992 г. кафедра подготовила отзыв на автореферат  Широбоковой Н. Н. «Историческое развитие якутского консонантизма» на соискание ученой степени кандидата филологических наук. В 1996 г. кафедра подготовила отзыв на докторскую диссертацию Курпешко Н. Н. по теме «Методика преподавания родного языка в начальной школе». В 1997 г. кафедра представила отзыв на диссертацию Гальчук Л. М. «Семантическое освоение русизмов как критерий их заимствованности (на материале алтайского языка) «.

На кафедре проводились научные семинары по темам «Соотношение фонетического и орфографического облика слова», «Правописание сложных глаголов и различие лексических значений слитного и раздельного их написания», «Палатализация шорских согласных в шорском языке».

Объективными трудностями в осуществлении научно-исследовательской работы является отсутствие научных командировок (их не финансируют) и дефицит научной продукции в библиотеках города и области.

Повышение квалификации

В 1990 году поступили в аспирантуру Ошкачаков Я. Я. и Телякова В. М. Оба закончили аспирантуру. Защитила диссертацию Телякова В. М. и перешла на кафедру русского языка и литературы. В 1992 году поступил в аспирантуру Косточаков Г. В., защитился в 1995 году. В 1995 году поступила в аспирантуру Арбачакова Л. Н., зашита — в 1998 году. В 1990 году была в трехмесячном творческом отпуске Шенцова И. В., в 1991 году Шенцовой И. В. была предоставлена трехмесячная стажировка в Санкт-Петербург. В 1994 году Чиспиякова Ф. Г., Шавлова Н. В. были в творческом отпуске. В 1995 году Шенцовой И. В. был предоставлен годичный творческий отпуск для написания монографии «Акциональные формы глагола в шорском языке». Планируется четырехмесячная стажировка для разработки нового курса по «Исторической грамматике».

Работа со студентами

За период с 1989 г. по 1997 г. принято 136 человек. Из них закончили и получили дипломы 30 человек. В настоящее время обучаются 48 студентов. Контингент студентов, поступающих на шорское отделение довольно слабый. Слабые знания студентов обусловлены объективными причинами. У большинства из них нет возможности получить хорошее базовое образование на уровне средней школы. Причиной тому является то, что некоторые предметы ведутся не специалистами, текучесть кадров или отсутствие кадров по таким предметам как история, иностранный язык. У ряда студентов тяжелое семейное положение (неполные семьи, много сирот). Приехав в Новокузнецк, большинство из них проживает в общежитии. Об условиях в общежитии не приходится говорить.

Члены кафедры, весь факультет русского языка и литературы помогают повысить интеллектуальный и культурный уровень, расширить кругозор студентов, привить профессиональные качества, воспитать любовь к профессии учителя, любовь к родному языку и литературе.

Преподаватели посещают общежитие, знакомятся с бытом студентов. На кафедре из года в год организуются вечера знакомств первокурсников со старшекурсниками, последний звонок для пятикурсников, новогодние вечера, встречи с шорскими поэтами и кайчы, встречи с учителями-шорцами, КВН «Музыка и вокруг музыки», экскурсии в Кузнецкую крепость и музеи. В 1993 году был проведен вечер поэзии в музее Достоевского Ф.М...

В 1996 и в 1997 гг. студенты принимали участие в чтениях, посвященных шорскому кайчы, поэту и учителю Торбокову С. С... В 1996 году студенты принимали участие в подготовке материала для урока, посвященного шорской культуре, который проходил в школе №97. Ачелова Ж. и  Уртегешев Н. были активными участниками урока. Студенты привлекаются и к научно-исследовательской работе.

Студентами прочитано более 40 докладов на научных студенческих конференциях. Студентами защищено 20 дипломных работ, которые получили высокую оценку. Большая часть дипломных работ посвящена темам мало или вообще неисследованным в шорском языке. Студенты принимают участие и в межвузовских конференциях.

1998 год

Поделиться