История шорцев уходит в глубь веков. За эту историю шорский народ создал богатейшую культуру. Особенно богат и разнообразен шорский фольклор. Шорская духовная культура, героический эпос шорского народа представляют собой уникальное явление. Сказители — кайчи — из поколения в поколение передавали сказания о богатырях-охотниках, богатырях-воинах, защитниках людей, об истории и природе края.

«...Много веков назад жили в наших местах люди. Поклонялись они своим богам, задабривали их подношениями, но... однажды очень рассердили их чем-то. И решил бог Ульгень наказать их, отобрав у людей самую основу их жизни — огонь. Долго бедствовал этот народ, ведь без огня прожить почти невозможно. Никто не мог им помочь, все боялись грозного бога. И только птица журавль не побоялась пойти против Ульгеня. Пожалел журавль людей и принес им огонь, спас от верной гибели. И с тех пор народ назвал себя именем этой птицы — шорцами (тор, шор — «журавль»). Спасшийся благодаря журавлю народ с тех пор поклоняется этой птице, появились роды белого, жёлтого и черного журавля, и до сих пор «люди журавля», шорцы, помнят и чтят эту птицу».

Эту народную легенду рассказала руководитель ансамбля шорской песни «Чедыген» Центра детского творчества Любовь Ильинична Чульжанова. Ансамбль существует с 1999 года. Первое название — «Чылтызак» («Звездочка»). В 2000 году ансамблю дали окончательное название «Чедыген» — «Созвездие Большой Медведицы».

О чем поет ансамбль? О жизни, о любви, о том, что волнует человека. Сюжеты шорских народных песен, как и сюжеты песен всех народов — квинтэссенция мудрости и жизненного опыта, передаваемого из поколения в поколение. Бесхитростные, очень мелодичные шорские народные песни говорят о том, как и чем жили предки, о красоте родного края. «Чем брать в жены плохую невесту, лучше жить одному». Согласитесь, такая мудрость в том или ином виде есть у всех народов. Вот только, в отличие от многих народных коллективов, в творчестве «Чедыгена» чувствуется стремление донести самобытность песенного эпоса в неискаженном, а первозданном виде.

Сейчас это очень трудно, ведь в последние десятилетия шел непрерывный процесс ассимиляции этого небольшого, но очень интересного и талантливого народа. К началу девяностых годов очень многое из их самобытности было утрачено, а самих шорцев на сегодняшний день насчитывается немногим более 14 тысяч человек. Многие улусы, в которых столетиями жили своим исконным укладом эти люди, просто исчезли. В оставшихся жители оставались без привычных мест охоты и рыбалки из-за все наступавшей цивилизации. Все меньше оставалось носителей языка, сказителей, передававших народный эпос из уст в уста. Молодежь уезжала в город и забывала язык.

Тем ценнее и значимей работа, проводимая такими подвижниками как Любовь Ильинична Чульжанова. Ведь «Чедыген» — не только концертирующий ансамбль. Здесь ребята занимаются родным языком, народными ремеслами, изучают шорское устное народное творчество.

Многие междуреченцы знают и любят Поднебесные Зубья, часто отдыхают там, но мало кто знаком с шорской легендой о происхождении тех мест. Одной из первых творческих удач ансамбля «Чедыген» была постановка вокально-хореографической сюиты по мотивам легенды.

«…Жили в далекие времена в тех местах два богатыря. Они были хорошими, сильными и добрыми, но однажды они сильно поссорились и между ними начался поединок. Силы были равными и бились они десять дней и десять ночей. Слух о смертельном поединке донесся до далекого улуса в сагайских степях, в котором жили семь девушек-красавиц. И решили девушки, что только им под силу прекратить этот смертельный поединок, только их могут послушать богатыри. И семь красавиц отправились в путь. Но уж очень далеко им было добираться. Пока они много дней и ночей шли сагайскими степями, а затем горами, битва уже закончилась. Убил один из богатырей другого, и превратился побежденный богатырь в огромный камень. Но и победитель недолго радовался своей победе, он упал, сорвавшись со скалы, и тоже превратился в камень поменьше. Так появились горы Большой Зуб и Малый Зуб. Когда девушки дошли до места поединка и увидели то, что произошло, они очень долго плакали. Так долго, что их слезы превратились в горные речки, а сами девушки остались там навсегда охранять покой каменных богатырей».

Красивая легенда, не правда ли? В исполнении ансамбля она длится более десяти минут, и даже не знающим шорского языка зрителям понятен смысл и ход эпического действа, настолько все это ярко и доходчиво сделано юными артистами «Чедыгена».

В ансамбле шорской песни первого набора занимались около полутора десятков ребят из школ города. Этой постановке предшествовала очень долгая и кропотливая работа. Особенно трудно было решать проблему с костюмами. Но в междуреченском Центре детского творчества не в первый раз решаются трудные творческие задачи. Руководитель объединения народного костюма «Кимоно» Елена Викторовна Реброва сделала эскизы шорских народных костюмов, а ребята объединения в своей швейной мастерской сшили их. Долго шли репетиции и у участников ансамбля «Чедыген» были свои трудности — ведь многие из них, будучи по национальности шорцами, не были знакомы с языком, и пришлось изучать его. Но все усилия и затраты окупил успех на премьере, когда зрители с восторгом аплодировали красочному действию.

Музыкальным руководителем ансамбля с 1999 по 2002 год был Сергей Иванович Пиксайкин, и вся музыкальная часть творчества коллектива (а шорская народная музыка очень специфична) была сделана им. Причем все — на слух, ведь нотной записи шорской музыки сделать было просто некому.

Сейчас одна из участниц того, первого набора, Инна Викторовна Тунекова, закончила абаканский музыкальный колледж и занимается с вокалистами «Чедыгена». Она сама создала несколько песен как композитор, используя устное народное творчество, творчество шорских поэтов. Пишет музыку и руководитель ансамбля Любовь Ильинична Чульжанова, и ее песни часто исполняются коллективом на концертах и фестивалях.

Ансамбль ежегодно участвует в областных фестивалях, награжден дипломами и грамотами городского фестиваля «Радуга», областного детского фольклорного фестиваля, регионального фестиваля «Радость», фестиваля коренных малочисленных народов Кузбасса «Элим».

География же концертных поездок насчитывает множество пригородных поселков (в том числе самые отдаленные — Ортон и Теба) и поселков Горной Шории. Сейчас ансамбль готовится к проведению в середине января в Центре детского творчества традиционного праздника «Дни шорской культуры».

Евгений Берсенев

Поделиться