О работе кафедры шорского языка и литературы НГПИ говорят преподаватели и студенты.
Кафедра шорского языка и литературы в Новокузнецком пединституте (НГПИ) была создана в 1989 году. Из 23 студентов зачисленных тогда на 1 курс дипломы в 1994 году получили пятеро. Всего же в настоящее время 40 студентов получают специальность учителей шорского языка и литературы.
В настоящее время на кафедре работают Ф.Г. Чиспиякова (зав.кафедрой), И.В. Шенцова, Л.И. Попова, Г.В. Косточаков, В.М. Телякова.
Преподаватели кафедры проделали большую научную и научно-методическую работу, включая написание учебников для школ по шорскому языку. Кафедра поддерживает тесную связь со школами, преподаватели активно участвуют во всех семинарах учителей шорского языка, проводимых органами образования, выступают на международных конференциях с научными докладами.
Кафедре предстоит решить ещё много задач: написание учебников шорского языка для 6-8 классов, методических пособий, книг для чтения и учебника по шорскому фольклору. Вот, что рассказывают о кафедре преподаватели и студенты.
Косточаков Геннадий Васильевич, старший преподаватель кафедры шорского языка, кандидат филологических наук.
На нашей кафедре обучается более 40 студентов на всех пяти курсах, то есть небольшое, но достаточное для нашего народа количество. Студенты эти сверх положенного филологам изучают еще и специальные шорские дисциплины. Они подробно изучают шорский язык — и теоретическую и практическую часть, и морфологию, и синтаксис. Изучают шорский фольклор и шорскую литературу, отдельно изучают шорский героический эпос, а также литературу народов Южной Сибири. То есть не только шорскую литературу, но и литературу хакасов, тувинцев, алтайцев.
Нашим студентам читаются спецкурсы по лингвистическим дисциплинам, то есть спецкурсы по синтаксису, методике преподавания шорского языка, по ономастике (по шорским именам, фамилиям и прозвищам). Нынче предполагается прочесть спецкурс по археологии Горной Шории, которую будет читать Ширин, сотрудник краеведческого музея и преподаватель исторического отделения здесь в пединституте. Планируется прочитать спецкурс по географии Горной Шории.
Из всего этого видно, что у студентов шорского отделения достаточно большая нагрузка. Все дисциплины в той или иной мере читаются сверх положенного. Хотя часть дисциплин, необходимых для филолога, заменяются подобными дисциплинами шорского цикла.
Кроме того, что студенты занимаются научной работой, они сами пишут курсовые работы, посвященные шорскому языку, шорской литературе и фольклору. Они также пишут и защищают дипломы, посвященные шорским темам.
Надо сказать, что большая часть дипломных работ представляют собой научную ценность, так как ранее об этом не говорилось или говорилось не в той степени. Также научную ценность могут представлять курсовые работы, так как темы их малоисследованы и студентам многое приходится начинать с нуля. Работа эта интересная и захватывающая, и она открывает новые горизонты для студентов.
Телякова Вера Михайловна, преподаватель кафедры шорского языка, кандидат филологических наук.
Я веду на кафедре шорского языка спецкурс, который называется «Языки коренных народов Сибири и Дальнего Востока». На этом спецкурсе мы рассматриваем языковое состояние, население, некоторые традиции и обычаи, место проживания, численность, состояние науки и культуры коренных народов Сибири и Дальнего Востока. А затем как завершающий этап мы объединяем эти языки в семьи и мегосемьи и классифицируем их. Классификации бывают различные. Например, геоклассификация, то есть по месту жительства. Есть морфологическая, генеологическая классификации. По генеологии. Сибирь представлена несколькими языковыми семьями. Это тюркские языки (якутский, шорский, хакасский, тувинский, алтайский), палеазиатские языки (языки народов Камчатки), монгольский язык (бурятский). Мы рассматриваем обско-угорскую ветвь финно-угорской семьи (ханты и манси). Вот такие разные языки мы берем на спецкурсе и спецсеминаре. На спецсеминаре я даю студентам различный материал, а на спецкурсе студенты сами находят материалы по коренным народам Сибири и Дальнего Востока.
Из студентов, которые обучаются у меня, я бы хотела рассказать о двух студентках 5 курса: о Майтаковой Ире и Судочаковой Ире. Они пишут у меня дипломные работы. Майтакова Ира взяла очень сложную тему по пунктуации шорского языка в сопоставлении с русским. Эта тема вообще не разработана, нигде не отмечена. В тюркологии вообще уделялось мало внимания пунктуации. И поэтому ее работа будет новаторской полностью.
Судочакова Ира успешно занимается над своей дипломной работой, которая называется «Односоставное предложение в шорском языке в сопосталении с русским языком». Эта тема достаточно сложная, она также нигде не разрабатывалась, даже не разрабатывалась на материале русского языка, не говоря уже о тюркских языках в целом и шорском языке в частности.
Я думаю, что обе студентки очень упорные и работящие, и они напишут дипломные работы и тем самым внесут вклад в тюркологическую науку. Их дипломные работы станут затем пособием для студентов дальнейших курсов.
Елена Толтаева, студентка 3 курса шорского отделения.
Я узнала, что в Новокузнецком пединституте есть кафедра шорского языка и решила испытать судьбу и поступить на шорское отделение. Учиться на шорской кафедре мне нравится, особенно мне понравились занятия по шорскому фольклору, которые вела Любовь Никитична Арбачакова. У шорцев очень богатый фольклор, много героических сказаний. Нравится как преподает нам шорский язык и литературу Геннадий Васильевич Косточаков. Обучаясь на кафедре, узнаешь постоянно что-то новое. Мне нравится изучать произведения шорского писателя Федора Степановича Чиспиякова. Сейчас мы изучаем его повесть «В долинах Мрассу». Это очень интересное произведение. После окончания института я бы хотела приехать в свой родной город Междуреченск и преподавать шорский язык. Набрать группу шорских ребятишек и обучать их шорскому языку, чтобы они знали его и чтобы потом сами занимались возрождением шорской культуры.
Светлана Тудегешева, студентка 3 курса шорского отделения.
Я сама из небольшого шорского поселка Чилису-Анзаса. Поступить на шорское отделение мне посоветовали старшие братья и сестры и родители, так как в нашей семье нет ни одного человека с высшим образованием. Учиться на кафедре шорского языка мне нравится, хотя занятия могли бы быть и интереснее. Хотелось бы, чтобы на занятиях студенты больше говорили на шорском языке. А сейчас больше говорят преподаватели. Я думаю, что шорский язык все равно будет возрождаться. Сейчас шорский язык стали преподавать в школах, стали выходить учебники шорского языка, а раньше ведь этого не было. Студенты же должны изучать шорский язык с большим желанием, чем сейчас. Еще хотелось бы, чтобы на шорском отделении был создан шорский ансамбль или клуб, чтобы студенты могли общаться не только на занятиях и лекциях, но и в свободное от занятий время.
Записала и подготовила материал к публикации Любовь Чульжанова