Послесловие
Все рано или поздно кончается. Закончились и статьи из информационного бюллетеня «Туған Чер». Опубликовано не все, но самое лучшее — около 230 статей. В течение 9 месяцев велась большая работа по публикации статей из бюллетеня «Туған Чер» на сайте «Tadarlar.ru». Сделано это для молодежи с просветительской целью. Наша молодежь часто многого не знает о шорской культуре и истории не потому, что не хочет знать, а потому что не знает где, из каких источников можно получить информацию. Книг мало, в интернете также мало информации. Теперь одним из источников информации стал сайт «Tadarlar.ru».
Многое из того, что опубликовано на сайте «Tadarlar.ru», принадлежит уже прошлому. Мудрые люди говорят: без прошлого — нет будущего. Без понимания процессов в прошлом нельзя правильно выстраивать будущее. Может быть, поэтому статьи по истории шорцев популярны среди посетителей сайта «Tadarlar.ru», их чаще читают, значит, они им интересны.
Читая статьи по истории, люди расширяют и углубляют свои познания о непростой судьбе шорского народа в 20-м веке. Ведь народ не жил в глухой изоляции, он пережил все основные события 20-го века: гражданскую войну, становление советской власти, коллективизацию, репрессии, Великую Отечественную войну, послевоенное восстановление, Перестройку, демократические преобразования 90-х годов. Все эти исторические периоды отражены в опубликованных статьях.
Исходя из опубликованного материала, написанного самими шорцами о себе, интересно было бы попытаться представить себе будущее народа и ответить на вопрос: сможет ли он сохраниться в будущем как этнос или нет? Ведь шорский язык почти исчезает. Хотя есть у нас молодые люди, которые знают шорский язык. Спасибо им и их родителям, которые научили детей родному языку. Но таких — единицы, а основная масса народа языка не знает. Вряд ли народ сможет сохранить свою самобытность без шорского языка. Не получится ли так, как это получилось с российскими эскимосами (их 1700 человек), которые еще находятся в списке коренных малочисленных народов, но, утратив свою этническую самобытность, уже не воспринимаются другими как отдельный народ. «Не исчезнув физически, — пишет в статье И. И. Улагашева, — они потеряли право называться эскимосами. По большому счету они совершили преступление по отношению к своим предкам, предав забвению язык, передававшийся тысячелетиями из поколения в поколение. Страшно представить, что и шорцев ожидает эта же трагедия — смерть при жизни».
О такой участи действительно страшно подумать.
Все это приводит к мысли, что возрождение шорского языка должно стать главной национальной идеей для шорского народа, если он не хочет повторить судьбу народов, которых постигла смерть при жизни.