Каждый сибирский город, как и Таштагол, имеет свою историю. Исторические документы свидетельствуют, что на реке Кондоме в районе устья ее правого притока — реки Шалым и Конура, еще к приходу русских в XVII веке постоянно обитал один из многочисленных тюркоязычных сеоков (родов) — Кара-Шор. Поселения представляли систему небольших аилов, состоящих из нескольких каркасных юрт — одагов.
Опираясь на шорский фольклор, можно реконструировать исторические события и даже выявить первопредка таштагольских шорцев. Одной из наиболее интересных является легенда о богатыре Ольгудеке, обитавшем в далекие исторические времена со своими сородичами в верховьях реки Кондомы и её притоков р. Кылдаш, р. Корлы и утеса Панто-Гаязы. Легенду впервые записал миссионер Василий Вербицкий в середине XIX века у паштыка (то есть старосты) Карачерской волости Эбиски. Эта незаурядная личность Эбиски был паштыком около 30 лет. Он носил, как пишет В. Вербицкий, «поверхъ новой ситцевой рубахи большую золотую медаль на анненской ленте, жалованную императоромъ Павлом деду его Токмашу, тоже бывшему паштыком, или князцем (как сказано въ ордере) Шорской волости, и перешедшему по наследству къ нему Эбиске-Илiи». После крещения паштык Эбиски был наречен своим крестным В. Вербицким — Ильей Васильевичем Токмашевым. В памяти потомков Эбиски — носителей фамилии Токмашевых — эта легенда сохранилась и в начале XX века, и была записана заново этнографами А. В. Анохиным и Н. П. Дыренковой. Удалось выявить прямых потомков Эбиски: Токмашева Кирилла Ивановича и его сына Токмашева Юрия Кирилловича, у которого также есть сын — Сергей. Ольгудек вполне может считаться исторической личностью и героическим предком таштагольских шорцев. И не будет ошибкой, если память о нем останется жить не только в легенде. Миссионер Василий Вербицкий, крестивший шорцев, в списке «Кочевья инородцев Кузнецкого округа по рр. Томи, Мрасъ и Кондомъ» Томской губернии от 1868 г. указал, что по р. Шалыму живёт «Эбискэ (башлыкъ)».
Известный исследователь Сибири В. В. Радлов в 1861 г. записал в главе «Татары на Кондоме», что «в верстах пяти за Спасской золотомойней, выше по Кондоме, по ту сторону реки Чолым (Шалым) я остановился у татарина Стёпки». Через 20 лет эти места посетил А. В. Андрианов, который отметил, что на р. Шалым живёт «башлык», не указав его имени.
Последний паштык Кара-Шорской волости был Иван Степанович Токмашев, репрессированный в 1931 г. вместе со своими детьми. В архиве Кемеровской области имеется дело №695, Р-64, оп.1 о раскулачивании его старшего сына — Токмашева Самоила Ивановича, проживавшего в улусе Н-Кочура (территория современного г. Таштагол) как «крупнейшего шорца бая» и «злейшего врага Советской власти». Его младший брат — Токмашев Кирилл Иванович, фронтовик, член ВКПб с 1943 г. работал после войны инструктором в Таштагольском горкоме КПСС, пока его не «освободили от партийной работы после установления социального происхождения».
Шорские паштыки, являлись представителями рода в сношениях с властями с наследственным правом на эту должность, в начале XX в. стали избираться. Экономически они были наиболее обеспеченными лицами своей общины и в русских исторических актах назывались «лутчими людьми», облечёнными политической властью с правом собирания ясака, разбора общинных дел, в том числе судебных. С установлением Советской власти институт паштыков был упразднен и заменен правлением сельского Совета.
Итак, местом традиционного проживания рода Кара-Шор являются долины реки Кондомы и её притоков р.р. Шалым, Кочура, Турла. На этой территории ими осуществлялось местное самоуправление в лице «лучших людей» — паштыков.
Прямой потомок рода Кара-Шор — Юрий Кириллович Токмашев, до сих пор проживает в «древних родовых кочевьях своих предков в устье реки Шалым». Родился он в 1950 г. в г. Таштагол. После окончания средней школы № 2 работал в Таштагольском рудоуправлении контролером ОТК. В 1970-1972 гг. служил в Советской Армии. Учился на физическом факультете КемГУ, затем окончил Томский политехнический институт по специальности «тепловые электрические станции». В 1977 г. вернулся в г. Таштагол, работал слесарем, огнеупорщиком, мастером смены, заместителем начальника котельной Таштагольского рудоуправления. В 1990 году избирался депутатом, заместителем Председателя Таштаголъского Совета народных депутатов. С 1993 по 1995 гг. работал в Администрации г. Таштагола главным специалистом отдела УЖКХ, с 1995 до 2000 г. — главный специалист Томского территориального центра Министерства по делам национальностей и региональной политики РФ. По заявкам общественных организаций составил проект государственной программы малочисленных народов Кузбасса, утвердил её в областной Администрации и представил в Министерство. Первым из шорцев добился финансирования этих программ из средств федерального бюджета. За счёт этих средств строилась линия электропередачи ЛЭП-35кв Шерегеш-Кабырза.
На основе расчёта тепловых нагрузок Таштагольской котельной разработал проект модернизации тепловой схемы котельной (бойлерной и тепловых сетей) и тепловых сетей города Таштагола. Представил руководству рудника, заводу-изготовителю проект реконструкции котлов К50-40/14. Конструкторское бюро завода «Белэнергомаш» разработало техническую документацию этого проекта, который актуален и сегодня. Схема котельной и т/сетей г. Таштагол были модернизированы в соответствии с его расчётом. Работая мастером котельной, УТВ в п. Шерегеш разработал проекты по внедрению новейших технологий сжигания топлива в котлах типа КВТС-20-150.
С 1982 года Юрий Кириллович сотрудничает с учёными-этнографами КемГУ. В 1985 г. осуществляет идею этнографов КемГУ по проведению фольклорно-этнографического праздника Ольгудек-пайрам на священной шорской горе Мустаг, которые в дальнейшем стали традиционными и положили основу культурно-массовых мероприятий в Кузбассе. Является одним из организаторов шорского народного фольклорного ансамбля «Чылтыс». Совместно с кемеровскими и новокузнецкими учеными организовал три научно-практические конференции в г. Таштагол (1986, 1989, 1993 гг.). Как член Совета научно-исследовательской программы «Этнос» был в редакторском составе 2-х выпусков этнографических книг «Шорский сборник». Юрий Кириллович находился у истоков движения за национально-культурное возрождение шорского народа и с полным правом может быть назван его организатором.
В сложном политическом споре с 1-ым секретарём Таштагольского ГК КПСС А. И. Копытовым добился решения вопроса о представительстве шорцев в местной власти. Неоднократно ездил в обком КПСС по решению этого вопроса, дважды был на приёме у 2-го секретаря обкома КПСС Р. С. Лоскутова.
Убедить в правомерности требования представительства шорцев во власти удалось, опираясь на Резолюцию 19 Всесоюзной партконференции от 1988 года (п. 8 гл. «О межнациональных отношениях»). В 1989 году, по представлению Юрия Кирилловича, заместителем Председателя исполкома Таштагольского Совета народных депутатов был назначен Г. Г. Челбогашев.
В 1994 г принимал участие в заседаниях Рабочей Группы по коренным народам мира Комиссии по правам человека ООН в составе делегации народов Севера Российской Федерации, а в 1995 г. — в составе Правительственной делегации (по представлению депутата Совета Федерации Гаер Е. А). Был делегатом всех съездов коренных малочисленных народов РФ и работал по написанию первого Устава Ассоциации народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
Написал проект закона области «О правовом статусе коренных малочисленных народов в Кемеровской области». Комитет национальностей Администрации области утвердил его с изменениями и дополнениями в областном Совете народных депутатов (закон области от 1999 года). Один из авторов Устава г. Таштагола от 1997 г., в котором статья 14 защищает права шорского народа.
В 2003 году организовал общину «Шор», которая занимается проблемами развития традиционных хозяйств шорцев и электрификацией деревень.
Избирался первым паштыком «Таглыг Шор». На апрельской 2005 года шорской конференции, в соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (№82-ФЗ от 1999 г), утверждается первым в истории Шории Уполномоченным представителем шорского народа (по Таштагольскому району).
В эпоху «перестройки» в СССР публикует в местной прессе статьи в защиту новых для России демократических идей. В 1997 году через областной суд добился реализации конституционного «права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» — по решению суда были назначены выборы в местные органы самоуправления г. Таштагол. Решение суда было показано по областному ТВ после чего, как цепная реакция, выборы стали назначаться по всей Кемеровской области. Юрий Кириллович защитил одну из основ конституционного строя России — местное самоуправление, права человека и гражданина, как «высшей ценности» новой демократической России (глава 1 ст. 2; глава 8.Местное самоуправление Конституции РФ).
Женат, имеет троих детей, которые получили высшее образование. Дочери имеют музыкальное образование. Сын после службы в Российской Армии работает на производстве.
В. В. Бобров, зав.кафедрой археологии КемГУ, д.и.н., профессор,
В. М. Кимеев, к.и.н. доцент кафедры археологии КемГУ