Тадарлар.ру

Сеок Челей

Челей. Упоминается всеми исследователями как сеок, широко расселившийся по Кузнецкому уезду. Это был один из самых многочисленных сеоков в конце XIX — начале XX веков и образовывал две волости: Мрасско-Елейскую и Кондомо-Елейскую. В первую волость входили челейцы верховьев Томи, низовьев и среднего течения Мрассу. Юрты паштыка этой волости находились в улусе Ордагы-ал, по другому — Узун-Арга или Челей (Вербицкий, 1871б, с. 244; 1867, с. 177). Во вторую волость входили челейцы рек Антроп, Уруж, Мунжа, Суза, Карагол — притоков Кондомы и Бии. Юрты паштыка Кондомо-Елейской волости находились на реке Антроп. И мрасские и кондомские челейцы жили в улусах вперемежку с населением Каргинской, Богораковой, Козановой, Мрасско-Бежбояковой, Абинской, Кондомо-Итеберской и Карачерской волостей, а также в русских деревнях.

После 1912 года мрасские челейцы составили основное население Средне-Челейского и Кондрагольского обществ Мрасской волости, частично оказались в обществах Томской волости, а кондомские — в Средне-Аильском, Козвальском, Малобалгаинском и Клыкском обществах. К этому времени большая часть кондомских челейцев уже тяготела к кумандицам и только верхнекондомская группа сливалась с потомками сеока Кара-Шор.

В настоящее время к шорским потомкам кондомских челейцев причисляют себя Ачулаковы, Каташевы, Кунгушевы, Кучуковы, Полчановы, Чепсораковы, Шурлачаковы, которые проживают в основном в городе Таштагол, поселках Шерегеш, Спасск, а также в населенных пунктах Кызыл-Шорского и Коуринского сельсоветов. Шорскими потомками нижнемрасских и верхнетомских челейцев являются семьи Акуляковых, Акушаковых, Апанаевых, Бекреневых, Мижаковых, Мойнаковых, Мойтаковых, Чульджановых, проживающие в Чувашенском, Подобасском, Безруковском сельсоветах, а также в населенных пунктах Мысковского и Междуреченского горисполкомов. К среднемрасским челейцам относились Торчаковы, Тортумашевы, Кискоровы, Топаковы, смешавшиеся с каргинцами Усть-Анзасского и Майзасского сельсоветов. Часть потомков кумандинских челейцев на реке Кондоме — Камзараковы, Пилины, Сурбашевы, Сулековы, Чебаковы, Эмековы, записанные в паспорте шорцами, причисляют себя к кумандинцам. По сообщениям наших информаторов, в Алтайском крае живет много из близких родственников, с теми же фамилиями, но записанных в паспорте кумандинцами. Более того, родители некоторых представителей этих шести фамилий ранее также были записаны кумандинцами. Еще Н. П. Дыренкова писала, что «земли по Антропу всегда считались чуждыми шорцам» (Дыренкова, архив ЛЧ ИЭ АН СССР, ф. 3, оп. 1, д. 118).

Такой характер расселения челейцев наблюдался с XVII в., исключая нижнемрасских, которые проникли сюда, по утверждению Л. П. Потапова, в середине XVIII в. (Потапов, 1969а, с. 140). Действительно, на карте С. Ремезова Елейская волость нанесена только в среднем течении Мрассу и по реке Кондома (Ремезов, 1882).

В шорском фольклоре отсутствуют какие-либо легенды о происхождении сеока Челей, из хакасской же легенды следует, что челейцы верховьев Томи переселились из Сагайской степи (Боргояков, 1973а, с. 157). Л. П. Потапов считает шорских челейцев телеутским по происхождению сеоком (Потапов, 1969а, с. 140). В подтверждение он отмечал сходство многих элементов духовной культуры телеутов и шорских челейцев, а также факт наличия «телеутских Кучуковых юрт» на реке Томи (Крашенинников, 1966, с. 43). Кучуковы — одна из современных фамилий потомков шорских и кумандинских челейцев.

Проникновение челейцев в горно-таежные районы началось, видимо, еще до прихода русских и происходило в несколько этапов. Одна из групп вначале заселила среднее течение Кондомы и оттуда продвинулась на реку Чумыш, в то время как другая через долину Суеты вышла к реке Мрассу. Заселение верховьев Томи могло происходить из Сагайских степей какой-то третьей группой челейцев. Примечательно, что потомки каждой из этих групп имеют свой особый набор фамилий.

Неясной остается причина раскола челейцев и изменение их традиционного хозяйства после переселения. Так, к концу XIX века две южные группы превратились в настоящих пеших таежных охотников, имевших в пределах своей новой родовой промысловой территории культовую гору Мустаг.

Книга: Кимеев В.М. Шорцы. Кто они? Этнографические очерки. 1989 г.

Добавить комментарий