Истоки образности

Двучленные и многочленные параллелизмы являются широко распространенными формами поэтического стиля в шорском фольклоре и в текстах шаманских молений, произносимых во время выполнения обряда шачыг (кропления) шорскими охотниками в горной тайге перед началом промысла, а также во время камлания шамана (камлание — выполнение шаманского обряда). При двучленном параллелизме в текстах, записываемых двумя двустрочными стихотворными строфами, нет […]

Пути развития шорского эпоса

Развитие шорского эпического творчества начинается с произведений, созданных на базе охоты и раннего скотоводства и поэтизирующих промысел, меткость стрелка, «закон равной доли» — нравственный принцип народа, экзогамный брак, его покровителя и врагов (мифических персонажей), то есть всего того, на чем были основаны внутриродовые отношения и представления. В тот период времени, когда межродовые связи устанавливались только […]

Анализ сказаний шорского эпоса «Кан Перген», «Алтын Сырык»

«Алтын Сырык» и «Кан Перген» были записаны на магнитные ленты со слов выдающегося кайчи Кыдыякова Павла Ивановича из села Красный Яр (ныне улица города Мыски), в момент исполнения, при большой аудитории. Первый исполнен каем в музыкальном сопровождении, второй — рассказыванием без музыки. «Кан Перген» по своему характеру занимает промежуточное положение между ранним охотничьим и более […]

Культурные корни

Современные шорцы — немногочисленный тюркоязычный народ, живущий в бассейнах трех рек: Кондомы, Мрассу и верховьев Томи, в Южной Сибири, в центре индустриального Кузбасса. Их предки славились кузнечным ремеслом: добывали железную руду, в кустарных доменных печах плавили сталь, изготовляли различные изделия из нее, обменивали их на продукты сельского хозяйства у степных соседей, платили дань ханам-завоевателям. Наряду […]

Шорцы — защитники Родины

Город Междуреченск расположен на территории пяти бывших шорских посёлков: Чульжана, Карая, Сыркашей, Косого Порога и Улуса. До войны здесь жили в основном шорцы, было четыре колхоза. Это были небольшие населённые пункты: в Чульжане всего 40 дворов, в Карае — 30, в Сыркашах — 30, в Улусе — 10-15. С началом войны население этих небольших шорских […]

Кай и «кай ээзи» в представлениях тюрков Саяно-Алтая

Кай — широко распространенный и любимый вид искусства, бытующий и в настоящее время у народов Южной Сибири. Сведения об искусстве кая встречаются еще в записях путешественников XVIII века, в частности, у Гмелина (1752 г.) и П.С. Палласа (1788 г.), которые отметили наличие у хакасов музыкальных инструментов (чатхан, хомыс) и песен. В трудах ученых XIX века […]