1450 лет с момента образования Великого Тюркского каганата

В 1996 году тюркские народы России впервые отмечали 1450-летие образования Великого Тюркского каганата — империи, включавшей территорию от Черного и Каспийского морей до Великой Китайской стены и от Алтая до Тянь-Шаня и Восточного Туркестана. Ядро каганата составляли алтайские тюрки-тюркюты.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 1995 года в целях подготовки и проведения мероприятий в связи с этой датой сформирован оргкомитет в составе руководителей Республик Алтая, Тувы, Хакасии, Саха (Якутии), Башкортостана, Татарстана. Инициатива проведения торжеств принадлежит алтайцам. Глава Республики Алтай В. Чаптынов и возглавил оргкомитет. Активная роль в подготовке празднования принадлежит президенту Конгресса тюркских народов Российской Федерации алтайскому писателю Б.Я. Бедюрову. Он полагает, что это мероприятие затрагивает чувства не только тюрок России (это второй по численности после русских этнос, насчитывающий около 15 миллионов), но и всех других народов, так как «современное российское государство является естественным наследником и правоприемником не только Российской империи, но и всех предыдущих великих государств на территории Центральной Азии, Сибири, Поволжья, Северного Кавказа и Причерноморья».

В рамках празднования пройдут выставки, научные конференции, дни культуры, концерты. Кто же такие тюрки? Уместно будет сейчас вспомнить короткую, но интересную историю их государства. Подробно ее описал Л.Н. Гумилев в книге «Древние тюрки». Итак, перенесемся мысленно в Китай или Великую степь, в 5 век нашей эры.

Великий Тюркский каганат получил название по этнической группе «тюрк», возглавлявшей это древнее государство алтайских народов. Китайцы называли их тукю. Это слово расшифровываетя как «тюрк+ют», то есть «тюрки», с суффиксом множественного числа не тюркским, а монгольским. Слово «тюрк» значит сильный, крепкий. Каганы (правители) и знать древних тюрков были выходцами из аристократического рода Ашина. Слово ашина значило — волк. По-тюркски волк — бури или каскыр, а по-монгольски — шоночино. А — префикс уважения в китайском языке, то есть Ашина — благородный волк. Дело в том, что родиной правящего клана Ашина была южная окраина Гоби и родным языком — древнемонгольский. Хан Ашина подчинялся хуннам, а после их поражения в 439 году от китайской империи Тоба-Вэй бежал на север Гоби. Здесь он стал служить жужаням, господствовавшим от Хингана до Алтая, добывая для них железо.

Предгорья Монгольского Алтая, куда попали беглецы дружины Ашина, были населены племенами, происходившими от хуннов и говорили на тюркских языках. С этими аборигенами слились дружинники хана Ашина и наделили их своим именем тюрк. К середине 6 века монголоязычные члены рода Ашина и их спутники были совершено отюречены благодаря столетнему пребыванию в тюркоязычной среде и сохранили следы монголоязычия лишь в титулах правителей, которые принесли с собой. Так вот получилось, что языки, которые ныне называются тюркскими и сложившиеся в глубокой древности, получили свое название по народу, возникшему лишь в середине 6 века.

Тюрки считали себя потомками хуннского царевича и волчицы, поселившихся в пещере на Алтае и породивших 10 сыновей. Золотая волчья голова, красовавшаяся на тюркских знаменах, подчеркивала их «волчью породу».

Начало истории древних тюрков относится к 545 году. В китайских хрониках под этим годом сообщается о посольстве из китайского государства Западный Вэй, прибывшему к тюркам для заключения союза против государства Восточный Вэй.

В 552-555 годах тюрки вместе с племенами теле (предки якутов, уйгуров, теленгитов или алтайцев) восстали против жужаней и уничтожили их власть над Центральной Азией. Покоряя соседние народы, они создали свою империю. Древние тюрки завоевали древних хакасов (енисейских кыргызов) на севере, киданей, татар на востоке.

Весной 554 года они начали западный поход. Им руководил младший брат правителя Бумына по имени Истеми-каган. Истеми-каган командовал десятью вождями, скорее всего они были предводителями североалтайских племен угорского происхождения. Их потомками, ныне тюркизированными, являются шорцы, кумандинцы, лебединцы.

Тюрки за 4-летний западный поход подчинили Центральный Казахстан, Семиречье (Киргизия), Хорезм (Узбекистан), дошли до Волги, покорив приуральские степи. В 70-е годы 6 века тюркский каганат распространил власть до Северного Кавказа и Северного Причерноморья. 580-ый год апогей тюркского могущества, когда каганат вел успешные войны с Китаем и получал от него дань шелком; тюрки также вели войны с Ираном, граница с которым была установлена по реке Амударье. Ставка великого хана находилась около Алтая, в исконных тюркютских землях.

В 581 г. тюркский каганат разделился на Западный (с центром в Семиречье) и Восточный (с центром на реке Орхон в Монголии) каганаты. Алтай оставался в составе Восточнотюркского каганата до его падения от междуусобиц в 629 году.

В 629 г. территория Саяно-Алтайского нагорья была захвачена одним из телеских племен. Но уже в 40-х годах 7 века тюрки вновь восстановили свою власть здесь.

В 679-682 годах Центральную Азию потрясали восстания восточных тюрок, результатом чего было их освобождение от формальной власти китайских императоров и создание нового самобытного государства Второго тюркского каганата (682-745 г.). После его падения в 745 г. часть тюрков подчинилась уйгурам, большинство ушло в китайские пограничные войска, в 756 г. подняли восстание и наступила их окончательная гибель. Тюркский каганат уступил место уйгурскому каганату (745-840Г.)

Имя «тюрк» после гибели народа в 756 г. не исчезло. Больше того, оно распространилось на пол-Азии. Арабы стали называть тюрками всех воинственных кочевников к северу от Согдианы, и те приняли это название, ибо первоначальные носители его после исчезновения с лица земли стали для степняков образцом доблести и геройства. В дальнейшем этот термин еще раз трансформировался и стал названием языковой семьи, так сделались «тюрками» многие народы, никогда не входившие в великий каганат 6-7 вв. Некоторые из них были даже не монголоиды, как, например, туркмены, турки-османы, азербайджанцы. Другие были злейшими врагами каганата: курыканы (предки якутов-саха) и енисейские кыргызы (предки хакасов). Третьи сложились раньше, чем сами древние тюрки, например, балкарцы и чуваши.

Тюрки создали поражающие исследователей сложные формы общественного бытия: иерархию чинов, военную дисциплину, дипломатию, удельно-лествичную систему, т.е. установление очередности престола. Наследовал не сын отцу, а младший брат старшему, старший племянник младшему дяде. В ожидании престола принцы крови получали в управление уделы. Так предотвращались случаи вступления на престол несовершенолетних. 1 и 2 каганаты, несмотря на грабительские войны, которые вели каганы, способствовали консолидации тюркских племен Центральной Азии.

Каганат развил высокий для того времени экономический потенциал в результате расцвета горного дела, металлургии, ремесла. Благодатной базой для этого послужили богатейшие залежи разнообразных полезных ископаемых Саяно-Алтайского нагорья. Железо и раньше было известно кочевникам, но только древние тюрки ввели его в массовое потребление. Способ получения железа был сыродутным. Качество получаемого при этом кричного железа  даже сейчас считается выше доменного.

Развитие металлургии позволило древним тюркским ханам перевооружить армию, создать отборные ударные части из латной кавалерии. Кроме тяжелой конницы была и легкая. Вооружение воинов состояло из роговых луков, панцирей, копий, сабель, палашей. Боевая одежда состояла из головного убора на подобие казахского малахая, покрытого металлическими пластинами, халата с высоким (до подбородка воротником, поверх халата — панцирь до колен с узким поясом. Рукава выше локтей. Шаровары из барсовой шкуры. Сапоги, вероятно, были войлочные.

Для религиозных воззрений древних тюрок характерно было оживотворение природы: почитание гор, урочищ, хозяев природы — алтаев, культ неба (света) — Тенгри. Дух неба получил персидское название Кудай (бог). Самый высший из шаманских духов был Ульгень. Древние тюрки верили в тосы — издавна существовавшие души, в кормосы — души умерших людей. Каждый наряду с общенародным верховным божеством имел своего племенного божка из числа духов разряда тос. Пришедшей орде Ашина была чужда эта древняя религия алтайцев, подчиненных ими. У них был культ предков-героев.

История древних тюрков известна не только по письменным источникам, прежде всего китайским хроникам, но и по археологическим. Это в основном погребения-курганы в долинах Горного Алтая и на реке Ур в Кузбассе. Над могилами делали каменные турные изваяния людей, которые изображали врагов, побежденных погребенным тюрком, т.е. статуи извещали о победах над врагами. У некоторых знатных тюрок ставили сотни и даже тысячи статуй.

К числу выдающихся достижений тюркютов относится создание письменности. Древнетюркские письмена на стелах, скалах, металлических сосудах найдены в Монголии, Туве, Синьцзяне, Средней Азии, на Алтае, в районе озера Байкал, на Дону, в Венгрии.

Ирина Улагашева (по книге Л. Н. Гумилева «Древние тюрки»)
1997 год

Поделиться