Тадарлар.ру

Современные этнические процессы у шорцев

Материалы переписей населения свидетельствуют о довольно быстром процессе языковой ассимиляции шорцев русскими. Если в 1970 г. доля лиц, считавших родным языком шорский, была 76.6%, то в 1989 г. она составила уже 59.4%. Доля лиц, считавших родным русский язык, увеличивалась от переписи к переписи и в 1989 г. составила 39.1%. В то же время произошло уменьшение доли лиц, владевших русским языком как вторым, от 62.5% в 1970 г. до 53.3% в 1989 г. Соответственно увеличилась доля шорцев, у которых вторым языком оказался русский, с 4.7% в 1970 г. до 5.9% в 1989 г. Кроме этого, в 1970-е годы наметился небольшой рост доли шорцев, не владеющих вторым языком.

У шорцев, проживающих в городах, процесс языковой ассимиляции русскими идет интенсивнее, чем у сельчан. Результаты наших опросов 1976 и 1986 гг. и дали возможность более глубоко проникнуть в языковую компетенцию шорцев. Так, за десятилетие (1976—1986 гг.) доля шорцев, свободно владеющих (т.е. говорящих, читающих и пишущих) русским языком, возросла с 72.8% до 77.1%, в то время как доля свободно владеющих шорским языком снизилась с 20.1% до 3.3%.

В отношении знания шорцами шорского и русского языков в зависимости от возрастного деления отметим, что молодежь почти вся хорошо владеет русским языком, а пожилые знают русский язык несколько хуже. Если в 1976 и 1989 гг. в возрастных группах молодежи доля свободно владеющих русским языком составляла почти 100%, то в группах пожилого возраста — около 50%. Среди свободно владеющих шорским языком в 1986 году всего 30 человек пожилого возраста ответили, что учились 1-2 года в школе на шорском языке. Свободно говорят по-шорски, но не читают и не пишут 64.3%. Все остальные опрошенные получили или получают сейчас образование на русском языке. С этим, видимо, связано и то, что за десятилетие увеличилось количество шорцев, слабо владеющих шорским языком. Особенно этот процесс характерен для молодежи, третья часть которой слабо владеет шорским языком.

Как показали результаты обследования, двуязычие у шорцев получило широкое распространение. Русский язык выступает основным языком общения на производстве, в разговорах с друзьями и детьми. За последнее десятилетие в разговорах между супругами и с родителями русский язык также выдвигается на передний план. По-шорски в семьях шорцев говорит 51.0% опрошенных.

Наши респонденты получили образование в основном на русском языке. В 1989 г. 40.6% шорцев показали родным русский язык. Беспокойство за судьбу языка своей национальности выразилось в том, что 55.6% шорцев в 1986 г. ответили, что шорский язык желательно преподавать в русской школе в качестве предмета. Определенные изменения произошли в структуре шорского языка, в нем отмечены явления языковой интерференции, которые проявляются в произношении, в фонетике и синтаксисе.

Говоря об этнокультурном развитии шорского этноса отметим, что социально-культурное развитие определяется как фактор, влияющий на ход этнических процессов. За послеоктябрьский период в материальной культуре шорцев широко распространились общесоветские интегрированные черты. Почти исчезли традиционные формы хозяйства. Подверглись нивелировке или совсем исчезли традиционные орудия труда, одежда, средства передвижения и другие элементы шорской культуры. Тем не менее, элементы традиционной культуры сохраняются. Продолжают существовать шорские срубные юрты, которые используются в качестве летних кухонь, охотничьи лабазы, амбары. Шорцы по-прежнему готовят свои традиционные блюда: талкан — ячменная мука с отрубями, которые смешивают с водой, медом и молоком, ӱрге — суп с лапшой, қалаш — хлеб, тутпаш — пресное пшеничное тесто, скатанное в жгутики и разрезанное на мелкие, кусочки, и др. При сравнении данных опроса о степени знания национальных блюд можно отметить, что изменился процент знающих национальные блюда. С одной стороны, произошло увеличение доли шорцев, знающих 1-3 блюда, с 57% в 1976 г. до 84% в 1986 г., зато процент знающих 4 и более национальных блюда уменьшился с 11.3 до 4%. Лучше всех знают шорские национальные блюда опрошенные пожилого возраста, но и молодежь в последние годы стала проявлять интерес к традиционной кухне.

В работе анализируются различные сферы духовной культуры. За исследуемое десятилетие незначительно, но все-таки повысился уровень образования. Дети шорцев, как правило, обучаются в школах-интернатах, в результате чего не происходит преемственности традиционной культуры.

Общий культурный уровень шорцев довольно низок — процент шорцев, пользующийся услугами библиотек, составил 16.3% от всего числа опрошенных. У 60.8% сельских шорцев нет дома ни одной книги. 5.6% респондентов ответили, что имеют в домашней библиотеке около 50 книг. Только около 2% шорцев смогли назвать и рассказать сюжеты национальных сказаний и легенд. Наиболее сведущими оказались представители интеллигенции. Продолжает сохраняться религиозный комплекс, состоящий из остатков дохристианских и христианских верований шорцев. Архаические черты бытуют и в погребально-поминальной обрядности.

Шорцы отмечают общесоветские и христианские праздники так же, как и русские. Произошло отмирание традиционной семейно-бытовой обрядности, на смену пришли элементы общесоветской культуры. В 1980-е годы, по сравнению с 1970-ми годами, был отмечен всплеск интереса шорцев к культуре и истории своего народа: появились фольклорные ансамбли, регулярно проводится летний праздник Ольгудек-Пайрам, вышел из печати в 1990 г. шорский букварь шор пичик, открылся Музей этнографии и природы Горной Шории с экспозициями по истории и этнографии шорского народа.

Большинство (72%) шорцев при опросе высказали мнение, что национальность не имеет значения в деловых отношениях. 80% опрошенных выразили желание иметь друзей не только своей, но и других национальностей. Кроме того, 65% шорцев и 72% шорок положительно отнеслись к национально-смешанным бракам. Вместе с тем можно отметить усиление предпочтительности к бракам с людьми своей национальности, по сравнению с данными 1976 г., у мужчин — в три раза. В 1986 г. каждый третий шорец и каждая четвертая шорка ответили, что предпочли бы брак с человеком своей национальности.

В целом у шорцев реакция на межнациональное общение положительная. Но появилась тенденция к усилению этноцентристских позиций.

Вследствие чересполосного расселения народов в Горной Шории эти районы стали этноконтактной зоной, что в конечном счете способствовало распространению межнациональных браков.

Исследования браков шорцев за период с 1931 по 1988 гг. показали, что шорцы заключают в основном однонациональные браки, хотя в начале 1970-х годов происходил значительный рост межнациональных браков — более 25%. Это, видимо, было связано с новой миграционной волной из села в город, в результате чего доля однонациональных браков снизилась в 1971 -1975 гг. до 58.1%. Число же национально-смешанных браков соответственно увеличилось до 43.3% в 1986—1988 гг. При рассмотрении брачности щорцев в зависимости от района проживания выяснилось, что процесс смешения представителей различных национальностей с шорцами идет более интенсивно в Северной Шории, чем в Южной, что связано, очевидно, с изолированностью Таштагольского района. Большинство браков шорцы заключают с русскими. Наши исследования подтвердили и тот факт, что выше вероятность появления национально-смешанных семей, если один этнос в численном отношении уступает другому, с которым контактирует. Для этого были произведены подсчеты теоретической вероятности и фактической частоты браков по материалам трех поселков — Ключевом, Тайлепе и Усть-Кабырзе, где соотношение шорского и другого населения различно.

В городах Кузбасса сложилось довольно пестрое в этническом плане население, поэтому шорцы могут иметь контакты с представителями других национальностей, выезжая или проживая в них. Основными источниками для формирования национального состава этих городов в прошлом была ссылка и переселение. Индустриальное развитие региона потянуло сельских жителей в города, а это привело к тому, что в настоящее время основная масса населения в Кузбассе — горожане.

Если в 1959 г. 75% городского населения шорцев считали родным языком шорский, то в 1989 г. почти половина шорцев-горожан считала родным языком русский или другие языки народов СССР. Причем 99% опрошенных шорцев, живущих в городах, свободно владеют русским языком (говорят, читает, пишут) и лишь 3.6% — шорским. 79% шорцев ответили, что свободно говорят по-шорски. Слабо владеют или не владеют совсем шорским языком 21% городских шорцев. Мысковские шорцы несколько лучше владеют шорским языком и чаще других используют его в различных ситуациях, чем живущие в г.Таштаголе. Таким образом, процесс языковой ассимиляции шорцев русскими зашел в городской среде довольно далеко.

Процессы межэтнической интеграции являются сегодня ведущими в развитии этнокультурных процессов у городских шорцев — в сфере как материальной, так и духовной культуры преобладают общесоветские черты, хотя продолжает сохраняться и культурная специфика в отдельных предметах быта, в знании шорского устного народного творчества. Городские шорцы принимают участие в фольклорных ансамблях, организовывают праздники Ольгудек-Пайрам, благодаря их энтузиазму созданы Музей этнографии и природы Горной Шории, национально-культурный центр, школа эстетического воспитания в г.Таштаголе.

Собранная информация показала, что у городских шорцев существуют положительные установки на межнациональное общение, что в значительной степени способствует увеличению числа национально-смешанных браков. В Таштагольском районе, за период с 1971 по 1988 гг., такие браки составили 30.7%, а в Новокузнецком районе число межэтнических браков составило более 50% от всех браков. Факторы дисперсного расселения шорцев в городах и численного соотношения различных этносов в регионе играют важную роль в формировании положительных взглядов на межнациональное общение, а вслед за этим и на заключение межэтнических браков.

По данным нашего опроса, процесс урбанизации Северной Шории идет быстрее, чем Южной. И это, видимо, связано с тем, что Таштагол несколько изолирован и удален от других городов Кузбасса и Алтая в географическом положении. Процесс же урбанизации в Северной Шории начался раньше, чем в Южной, и идет более интенсивно,

В советский период среди шорцев развернулись процессы этнической консолидации, когда из различных родовых образований, населявших Горную Шорию в рамках Горно-Шорского национального района, сформировался шорский этнос, межэтнической интеграции и ассимиляции части их русскими и представителями других народов. Интеграция представляла собой, с одной стороны, заимствование русской культуры, а, с другой стороны, распространение элементов общесоветской культуры или урбанизированной культуры.

В языковой сфере среди шорцев широко распространилось двуязычие. Более того, у части шорцев русский язык становится не только языком межнационального, но и внутринационального общения.

Эти процессы являются ведущими и в развитии культуры, особенно материальной. Здесь широко распространились общесоветские формы интегрированной культуры.

Нами отмечена положительная реакция шорцев на межнациональные контакты. За последнее десятилетие увеличилось число национально-смешанных браков, а также возросла предпочтительность выбора подростками из смешанных семей нешорской национальности, что способствует процессу ассимиляции части шорцев представителями других национальностей.

В то же время шорцы — это самостоятельный этнос, обладающий устойчивым этническим самосознанием, высший уровень которого — этноним шорцы. Шорцы продолжают сохранять национальную специфику, которая проявляется в пище, промысловой обуви, средствах передвижения и хозяйственных постройках. В области духовной культуры среди небольшой части этого этноса распространено знание традиционных произведений устного народного творчества, сохраняются и некоторые традиционные дохристианские верования.

К тому же, при общем увеличении национально-смешанных браков, в 1980-е годы возросло число шорцев, настроенных на внутринациональное общение. Заметно повышение их интереса к собственной культуре и истории. Усилилась предпочтительность в выборе шорского языка при просмотре спектаклей, концертов. Утвердилась практика проведения праздников с элементами традиционной обрядности, появилась возможность изучать родной язык в школе.

Основная часть шорцев сейчас проживает в городах Кемеровской области, где в иноэтническом окружении они подвергаются более быстрому процессу ассимиляции со стороны представителей других этносов, чем сельские.

Наши данные о миграциях показывают, что процесс урбанизации в Северной Шории идет быстрее, чем в Южной. Как уже отмечалось, это связано с географическим положением. г.Таштагола.

Анализируя данные, полученные по этническим процессам среди городских шорцев Горной Шории, мы видим, что мысковские шорцы, несмотря на более высокий уровень урбанизации, знают родной шорский язык лучше, чем шорцы Таштагола, и они чаще используют его в различных жизненных ситуациях. Шорцы г.Мыски показали себя лучшими хранителями шорского эпоса и других культурных ценностей. Стремление к возрождению собственной культуры у них выражено сильнее, чем у шорцев Таштагола.

Таким образом, в советский период протекали как процессы этнической консолидации шорцев, так и процессы межэтнической интеграции и межэтнического взаимодействия их с другими народами — русскими, хакасами, алтайцами, телеутами. В результате исследования выявлены и факторы, влияющие на ход этнических процессов: I) характер расселения народа (шорцы живут относительно компактно на территории Кемеровской области); 2) изменения в расселении, произошедшие в советский период в основном за счет миграций сельских жителей в города; 3) отсутствие преобладания шорцев в местах их расселения в Кемеровской области; 4) отдаленность от крупных городов и средств коммуникации г.Таштагола и Таштагольского района; нахождение городов Мыски и Междуреченска на пересечении основных путей сообщения и вблизи такого крупного экономического и культурного центра, как Новокузнецк; 5) насаждение нетрадиционных форм хозяйствования и культуры, политика «лингвоцида» в отношении шорского языка в советский период: 6) демографический фактор и фактор принадлежности шорцев к разным социально-профессиональным группам; 7) экономический, социально-культурный и экологический факторы.

Что касается дальнейшего развития этноязыковых процессов у шорцев, то, видимо, оно будет происходить за счет совершенствования функционального взаимодействия шорского и русского языков, а также за счет развития полноправного двуязычия. Этнокультурное развитие, вероятно, будет связано с усилением этноцентризма у шорцев, а также с процессом интеграции остатков шорской национальной культуры с культурами, окружающих их народов. В связи с интенсивно идущим процессом урбанизации шорцев, очевидно, будет расти и число национально-смешанных браков и семей.

Возрождение и дальнейшее развитие шорского этноса возможно на путях комплексного решения вопросов социально-экономического и национального характера.

 МПатрушева,
«Шорский сборник», Кемерово, 1994 г...

«Динамика современных этнических процессов у шорцев Кемеровской области».
Автореферат. канд. диссерт. — Новосибирск, 1992 (в сокращении)

Добавить комментарий