Шорцы могут по праву гордиться богатой шорской песенной поэзией, как фольклорной, так и современной авторской.

Неисчерпаемым источником песенного богатства и развития являются шорские народные песни, которые народ создавал на протяжении всей своей истории в огромном количестве. К сожалению, не все они были записаны и дошли до наших дней. Но даже то, что дошло, дает представление о необыкновенном песенном богатстве шорцев. Народные песни наряду с музыкой, языком, танцами, играми являются элементом народной художественной культуры и в них отражена самобытная духовная жизнь народа, его менталитет.

Лучшие народные песни вошли в репертуары первых ансамблей Шории: «Чылтыс», «Отчагаш» и «Ойун», созданных во второй половине 80-х — годов. И сегодня народные песни входят в репертуары всех шорских ансамблей, которых около десяти, и по праву считаются их украшением. Философские размышления, этические ценности, переживания, отношение к себе, к людям и жизни — все это можно найти в шорских народных песнях:

— Аңма ла суғлар чоқ полза, / Қайданоқ чӧрчек келгене. / Кижилер аразында қыс чоқ полза, / Қайданоқ кижилер полайна. («Сарын туғаннардың ӱчӱн», сл. народные)

— Ағарып аққан ағын Прас, / Қапчый ааң суғу ақчано. / Энчерге чӧрӱп сағышқа қалчам / Қайраноқ чажым эртчано. / Чазағ чӧрчалар оолар тағларба, / Қыстар чӧрчалар пӱктербе. // Мында по черде, ырақ черде / Чадыйым ақча суғ чилеп. («Меең сағыжым», сл. народные)

— Пилер пилбес, арғыштар, / Ачықа қайде парчалар? / Мине педе, мине педе, / Мине педе парчалар. / Пилер пилбес, арғыштар, / Сынма қайде атчалар? / Мине педе, мине педе, / Мине педе атчалар. («Пилер пилбес, аргыштар?», сл. народные)

Каждое время рождает свои песни. Так в 20-е годы 20-го века с приходом Советской власти наряду с народными песнями стали сочинять и петь новые песни, прославляющие социалистическую жизнь, Ленина и Сталина. После ликвидации Горно-Шорского национального района в 1939 году на шорский язык и культуру был наложен запрет и песни перестали сочинять. Это безвременье, фактически умирание, шорской культуры длилось полвека. Когда в 80-х годах в стране началась демократизация и с шорского языка был снят запрет, появились первые фольклорные ансамбли в Шории. Народные песни вошли в их репертуары, в том числе и песни «Арғыш Ленин» («Друг Ленин»), «Қызыл Армия» («Красная Армия»), «Эх, тананой». Сегодня их уже не поют, а воспоминания о том, с каким воодушевлением тогда пели эти песни первые участники ансамблей, вызывают улыбку.

— Мӧзӱк, мӧзӱк тағларда, эх, тананой, / Қызар келип кӱн шықча, эх, тананой. / Чабыс, чабыс пелерди, эх, тананой, / Пионерлар ашчалар, эх, тананой. / Пийик, пийик тағларды, эх, тананой, / Комсомоллар ашчалар, эх, тананой. («Эх, тананой», сл. народные)

Новое время с конца 80-х годов 20-го века требовало новых песен, и они стали постепенно появляться. Появились поэты и те, кто сочинял музыку. Первыми начали сочинять стихи к песням для ансамблей (часто по просьбе руководителей и участников ансамблей) люди старшего поколения: Михаил Кириллович Каучаков, Антонина Алексеевна Апонькина, Николай Егорович Бельчегешев. Их песни наполнены любовью к родной земле и они любимы народом:

— Қайран тадар қалығым, / Кӱнге тӧӧбе айланзаң, / Алынаң аара парып турзаң, / Сағыжың чарытсаң!

Ол ортаға четпарзаң, / Улуғ чолға кирерзиң. / Тегелек кӧлдӱ кешпарзаң, / Улуғ тӧлге кирерзиң. («Пожелание», сл. М. К. Каучакова).

— Чылын сайа чыылыжар, / Чылын сайа сарналар, / Ӱргӱн келип ойналар, / Чайзан қыстар серкилар.

Чулат суғу айас кӱнде, / Кӱн сузыба ойнапча, Қунанғанда кижи чӱреги, / Чалын от чилеп кӧй турча. («Шор чери», сл. А. А. Апонькиной)

Наиболее ярким исполнителем своих песен в 90-е годы стал шорский бард Анатолий Петрович Тунеков. Его песни о Шории и любви звучали на всех праздниках и во всех шорских домах. Он был и остается самым любимым певцом Шории. И сегодня его песни входят в репертуары всех шорских ансамблей.

— Как ты далека сторона, / Где родился, вырос я. / Мне казалось все, что это сон, / Был по-детски я тогда влюблен. / Как люблю я цвет синих гор, / Утром туман по росе! / Брожу по склонам я твоим крутым, / Иду я навстречу заре.

Родина моя, родина моя, Шория, Шория, / Горная и быстрая река. /

Родина моя, родина моя, Шория, Шория, / Горная прекрасная страна!

(«Родина моя», сл. А. Тунекова)

— Ачынкел саға мен айтчам, / Чақшы пол, сен чақшы ползан, / Анаң слерга мен сарнам: / Мен, мен кӧӧленчам, / Сены найле, саға айтчам. («Ачынчам», сл. А. П. Тунекова)

В дальнейшем становлением и развитием шорский песенный жанр обязан творчеству замечательных авторов песен: Валентины Семеновны Тотышевой, Валентины Ивановны Рыжкиной, Алевтины Егоровны Майтаковой, Василия Савельевича Каташева, Валентины Гордеевны Тодыяковой, Екатерины Шелтрековой, Елены Анатольевны Сунчугашевой, Геннадия Васильевича Косточакова, Любови Ильиничны Чульжановой, Любови Никитовны Арбачаковой, Таяны Васильевны Тудегешевой, Г. К. Малышева, Аллы Семеновны Каташевой, Бориса Константиновича Тунекова, Раисы Антиповны Курегешевой, Геннадия Петровича Тайбычакова и многих других. Многие авторы слов являются одновременно и авторами музыки.

Роль песни в современной жизни шорцев трудно переоценить. Песня — это культурный феномен, который оказывает большое влияние на формирование шорской идентичности. Песни, посвященные родине, народу, матери, любви, друзьям оказывают сильное эмоциональное воздействие на слушателей. Без них не проходит ни один праздник.

Главная тема шорской песенной поэзии — тема родины, Шории и народа. Восхищение красотой родной земли, достижения народа и его беды — обо всем этом поется в песнях, посвященных родине:

— Шор чери — арығ алтын, / Табыры парчында тын. / Ағаш-кӧбӱрдиң по тын, / Чажынапча кӱмӱш-алтын. / По чердиң тайғазы пай, / Ырақтаң кӧрӱнча кӧк-қубақай. / Чыш аразы пай, пай, пай! / Аңма-қушпа урғақай. («Алтын табыр», сл. В. С. Тотышевой

— Суғлар Праспа ақча, / Суғлар Томма парча. / Меең қалықтың ӱлӱш — / Улуғ ырыс ползун! / Турча улуғ тағлар, / Ыраққа кӧрӱнча. / Қайдығ чақшы черлер, / Қайдығ чайзан кижилер.

Шор чонымны кӧӧленчам, / Чонымнаң қомнапчам. / Шор чонымны пақтапчам. / Чонумға иженчам, / Иженчам, иженчам. / Иженчам, иженчам. («Ижениш», сл. Л.И.Чульжановой)

— Қайран туған черимай, эх, тананой! / Сен пистиң чӱрегинде, эх, тананой! / Сен пистиң чӱрегинде, эх, тананой! / Кӱн чилеп, сен чарытчаң, эх, тананой! («Эх, тананой!», сл. Г. В. Косточакова)

— Пӱкте ӧскен кӧк ӧлен, / Чел киргенде, чылтрапча. / Прас-энечек суғчағы / Салғын кирзе толқупча. / Кӱрлеп, кӱрлеп, аққан суғ, / Кӱрең адым кешкен суғ, / Шырлап, шырлап аққан суғ, / Шандар адым кешкен суғ. («Сарын Прастың ӱчӱн», сл. А. А. Апонькиной)

— Вглядываюсь в даль и вижу я: / Реки твои чистые текут, / Вольная раскинулась тайга, / И покой тот горы стерегут.

Шория, Шория, Шория — / Сказочная древняя земля. / Шория, Шория, Шория — / Ты моя родная сторона. («Шория», сл. Е.А. Сунчугашевой)

Многие шорские песни посвящены теме любви. В любви есть все: радость и слезы, встречи и разлуки. Любовь делает жизнь яркой, наполненной смыслом и счастьем, но порой несет и страдания:

— Кӱн-кӱзези полайин, / Кӱнге чағын поларға, / Тан Шолбаны полайин, / Айға чағын поларға. / Мең кӧӧленген қысчағаш, / Чағын черде чатпанча. / Салғын полуп учуғам, / Саға чағын поларға. («Признание», сл. А. Е. Майтаковой)

— Эжигимниң чанында, / Эжигимниң чанында / Сен турбазаң. / Маға перген сӧзинне / Сурашпазаң сен. / Айым меең сен полған / Айым меең сен полған, / Чылтызым полған. / Маға перген сӧзинне / Сурашпазаң сен.

Чӱгӱрдим, чӱгӱрдим, / Қайа мен чӱгӱрдим? / Чӱгӱрдим, чӱгӱрдим, / Сӧзимни айтпадым. («Айым меең сен полған», сл. Л. Н. Арбачаковой)

— Нӧӧре тоғашқам мен сеңме айтсан, / Нӧӧре қадарғам ол шенде айтсан, / Нӧӧре нӱндӱғем, нӧӧре сақтағам, / Мен сақтағам. / Кӧрӱп сени мен нӧӧре ӱргӱнгем, / Нӧӧре пӧгӱнгем, нӧӧре ылғағам / Нӧӧре қадарғам, нӧӧре иженгем, / Мен иженгем. / Кӧннӱ чоқ чӱрегимде.

Қачан маттап мен сақтапчам, / Салғын чилеп сен учуқчаң. / Меең чылтызым паза кӧйбес, / Чӱрегим сени кӧӧленмес. («Нӧӧре тоғашқам», сл. Л. И. Чульжановой)

— Кӧйча, кӧйча отчағаш қарашқыда, / Мен сарнарға санапчам саға ла. / Сен кӧйзен, кӧйзен чақшы ӱшпеен. / Чатполбасың отчағаш кӧӧленмеең.

Сен кӧйзен, кӧйзен отчақ чӱректе, / Кӧӧлензен мени оолақ, мени ле. / Мен саға чӱрегимни перибзем, / Отчағашты пис пирге кӧйгӱзен. («Отчағаш», сл. В. И. Рыжкиной)

Самым дорогим человеком для каждого с рождения и до конца жизни является мать. Много шорских песен посвящено матери, ее любящему сердцу, заботливым рукам, ее нежности и мудрости:

— Қайран туған иче / Палаға тын перча, / Қара-кӱндӱс иче / Палаба перишча. / Иче, иче, ичем! / Мен сага кӧӧленчам. / Қайран қыймат ичем / Мен саға ачынчам. («Қайран иче», сл. В. С. Тотышевой)

— Қайран ичем, пилбен қалчам. / Қайде қапчығай чадығ эртча. / Сеең тынның — арығ тынның. / По чарыққа толдура туған. / Ичемай, ичемай / Ичемай, ичемай / Қайран керсе, /Қайран чақшы, / Ичемай, ичемай. («Қайран ичемай», сл. Л. И. Чульжановой)

— Қайран чағыс меең ичемай, / Писти кӱн-қара кӧрчазың . / Сен чоқ қайа парарыбыс, / Сен чоқ эмге келерибис, / Қайран чағыс меең ичемай.

Меең қайран ичем чағызым, / Чашқа сен ағрыба, ичем. / Мен сени маттап ачынчам, / Сеең қарақ чажың тӱшпезин. («Ичемай», сл. Л. Н. Арбачаковой)

Шорские песни отличаются мелодичностью, в них звучат в основном мажорные тональности, звучит надежда на лучшее будущее. Есть и грустные песни, но их мало.

За последние 30 лет создано более ста песен. Было бы правильно, если бы нашлись энтузиасты и издали их в едином песеннике с нотами. Это надо делать сегодня, пока еще живы их создатели.

Шорская песенная поэзия — это единый художественный мир, в основе которого лежит любовь к жизни, к родине, матери. Счастлив тот, кто причастен к этому прекрасному миру.

Любовь Чульжанова,
22.06.2017

Поделиться