22 сентября 1999 года в Таштаголе состоялись Дни тюркской письменности. Большая делегация из Хакасии и Тывы приехала в Горную Шорию с просветительской и пропагандистской целью — рассказать о богатом историческом и духовном наследии предков коренных народов Южной Сибири — древних тюрков. В составе делегации было 19 человек, среди них просветитель-краевед, директор Бюро пропаганды художественной литературы Союза писателей Хакасии Ю. Н. Забелин, директор ХакНИИЯЛИ, доктор исторических наук, профессор В. Н. Тогужекова, доктор филологических наук, профессор Института Саяно-Алтайской филологии В. П. Карпов, ректор Института развития педагогического образования (Республика Тыва) О. М. Дамчай, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Института гуманитарных исследований (Республика Тыва) З. Б. Самдан, заведующий лабораторией этнопсихологии ХакНИИЯЛИ В. С. Топоев, режиссер документальных фильмов Л. В. Растащенкова, председатель общества «Шория» (г. Абакан) Л. Н. Отургашева, фольклорный ансамбль «Айланыс», представители средств массовой информации Хакасии.

В рамках программы просветительской экспедиции были проведены конференция в Таштаголе, камлание шамана у подножия горы в поселке Шерегеш, встреча с населением и концерт ансамбля «Айланыс» в Шерегеше.

Шорцы, как и все тюркские народы Южной Сибири, являются наследниками древних тюрков, создавших в 6—8 веках на просторах Центральной Азии свою самостоятельную цивилизацию. К сожалению, мы мало что знаем об этой цивилизации. Но мы должны знать о ней, о своих великих предках. Благородная просветительская миссия, с которой к нам приехали наши братья из Хакасии и Тывы, обратила наш взгляд в далекое прошлое. Возможно оно поможет нам возродиться.

В выступлениях гостей говорилось о том, что мы знаем лучше историю Древнего Египта и Рима, чем историю своего края, своей земли. Сегодня уже общепризнанно, что Саяно-Алтай — это прародина человечества. 200-300 тысяч лет назад современный человек появился в Саяно-Алтае. А Горная Шория — это часть Алтая. 20 век был трагичен для наших народов. Мы не смогли сохранить ту культуру, которая создавалась веками нашими предками.

На территории Хакасии ежегодно работают десятки археологических экспедиций, приезжают и зарубежные ученые (американцы, финны), так как Хакасия это кладовая для археологов — найдено более 40 писаниц, более 1000 могильников, более тысячи камней, как на острове Пасха, и которым по 3—5 тысяч лет. На территории Хакасии есть пирамиды, ровесницы дренеегипетских пирамид и имеющие такой же принцип построения. Это пирамиды тагарской культуры.

Древние тюрки создали свою письменность. Открытие письменности можно сравнить с открытием огня и колеса, так как эти открытия давали мощный импульс для развития. Письменность древних тюрков была похожа на германские руны, поэтому ее назвали рунической. Считалось, что первая тюркская литература появилась в 11 веке в Средней Азии, но открытие в 19 веке неизвестной письменности на огромных каменных стелах в Монголии в районе Орхона и затем ее расшифровка датским ученым В. Томсеном доказали, что тюркская литература появилась в 6 веке. Это на 400 лет раньше, чем появилось «Слово о полку Игореве»! В Хакасии и Тыве также найдены тюркские надписи на небольших каменных стелах в местах захоронений. Они представляют собой одно-два предложения, в которых выражено сожаление по поводу смерти. В Хакасии найдено более 150 памятников тюркской письменности, что позволяет сказать, что здесь находится прародина тюркской письменности.

Самые крупные древнетюркские тексты открыты Н.М. Ядринцевым в 1889 году на берегу притока реки Орхон, в 400 км западнее г. Улан-Батора. Это эпитафии, надгробные надписи, в честь представителей из правящего рода каганов Кюль-тегина, выдающегося полководца, и Бильге-кагана, правителя. В жанровом отношении это историко-героические поэмы, в которых прославляется народ кӧк тюрк — «голубые тюрки» и их правители-каганы. Автор эпитафий — родственник правящего дома Йолыг-тегин. Военноначальник Кюль-тегин в 7 лет остался без отца, воспитывал его старший брат, в 10 лет за мужественный характер ему дали героическое имя, в 16 лет он стал полководцем.

Духовное богатство, созданное древними тюрками, принадлежит всем современным тюркам, в том числе и шорцам. Шорский же язык относится к наиболее древним тюркским языкам, то есть наиболее близким к тому языку, на котором говорили древние тюрки, создавшие огромное государство Великий тюркский каганат.

В преддверии нового тысячелетия обращение к своим корням, к своей истории даст нам силы для нашего возрождения. Считается, что в 21 веке Россия будет центром духовного возрождения мира, возможно, оно начнется с возрождения народов Саяно-Алтая.

Любовь Чульжанова
1999 год

Поделиться