Они были совсем юными, когда десять лет назад началось движение за возрождение шорского наро­да, его культуры и языка. По примеру Таштагола, где в 1985 году был создан первый шорский ансамбль «Чылтыс», междуреченцы — Валерий Топаков, Клара Кискорова, Сергей Кирсанов, Лариса Топакова, Алексей Потехин — решили создать шорский ансамбль в своем городе. И он был создан благодаря их усилиям, их энтузиазму и преданности своей идее — идее возрождения.

Пайрам в Мысках в июне 1994 года выступает Клара КискороваВалерий Топаков, по профессии медик, возмож­но и сам до конца не осозновавший все значение своего начинания, серьезно относился к обя­занностям первого руководителя созданного в 1986 году в Междуреченске шорского фольклорного ансамбля, тогда еще не имевшего своего названия. А начинать пришлось с нуля. За пятьдесят лет после ликвидации Горно-Шорского национального района шорцы забыли, что когда-то были шорские песни, танцы, обычаи. Вначале всем участникам, а их было больше двадцати, были даны задания собирать шорские песни, частушки, танцы, обычаи, материалы по шорской истории и культуре, были даны задания в какой поселок ехать, куда идти — в библиотеку или краеведческий музей. Собираться и репетировать начинали в Чеболсу, в доме, где жила Клара Кискорова, а в сентябре 1986 года после встречи с заведующей отделом культуры Жванко Н.И., которая поддержала идею создания шорского ансамбля, стали проводить репитиции в ДК шахты им. Ленина. Памятно всем участникам ансамбля свое первое выступление, которое состоялось в декабре 1986 года на новогоднем шорском вечере, который они сами подготовили и провели. Как сказала Клара Кискорова, для шорцев это было сенсацией. На этом вечере многие впервые в жизни услышали шорские песни, частушки и сделали для себя открытие, что у шорцев тоже есть своя культу­ра. Этот успешный вечер, на котором было много и пожилых, и молодых, дал начинающему свой путь ансамблю хороший заряд энергии продолжать свое дело.

После этого первого незабываемого вечера ан­самбль стал готовить вечера к каждому отмечаемому советскому празднику. На них приезжала молодежь со всей Горной Шории, так как они считались самыми интересными. Было и придумано название ансамблю — «Ойун», что значит «Игра». Его предложила Валентина Афанасьевна Амзорова и оно пришлось по душе всем участникам. В 1987 году для ансамбля были сшиты первые костюмы, а в 1987 году ансамбль начал выезжать на гастроли: сначала выступили с концертом в Ортоне, затем было выступление на Пайраме в Чувашке (г. Мыски), в Новокузнецке в Доме творческих союзов.

Пайрам в Мысках в июне 1994 года выступает Михаил ТорушпановАнсамблю «Ойун» не совсем везло с руководите­лями. Всего год был руководителем Валерий Топаков, в феврале 1987 году после него руко­водителем стала Елена Анатольевна Сунчугашева, профессиональный музыкальный работник. Под ее руководством ансамбль многое сделал в пропаганде шорской культуры. В 1989 году, после ее ухода, ансамбль надолго остался без руководителя. Но основной костяк ансамбля уже сложился и окреп. Это Клара Кискорова, Сергей Кирсанов, Лариса и Алексей Потехины, Светлана и Михаил Кискоровы, Семен Чульжанов и Ольга Арбачакова, Сергей Кискоров, Людмила Астрединова, Михаил Торушпанов, Вениамин Борискин. Многие из них участвуют в ансамбле и сегодня. Это была большая и дружная семья, которую уже ничто не могло разрушить. Михаил Торушпанов стал постанов­щиком танцев, а вскоре взял на себя бремя худо­жественного руководителя ансамбля. Его «Шестера» — молодежный шорский танец, стал визитной карточкой ансамбля «Ойун» и везде он принимается очень тепло.

По-прежнему проводились вечера отдыха, пе­лись песни, исполнялись танцы. В 1990 году ан­самбль «Ойун» принимал участие во Всекузбасском фольклорно-этнографическом празднике на приз газеты «Труд» в Кемерове, где был награжден почетной грамотой и памятным подарком. Были незабываемые поездки в Хакасию, Казань, Горный Алтай, по городам и поселкам Горной Шории. И везде был теплый прием и благодарность зрителей.

Сегодня руководит ансамблем «Ойун» вновь Елена Анатольевна Сунчугашева, под ее руко­водством ощутимо возросло мастерство ансамбля, чувствуется, что он идет к новым вершинам. Об­новился репертуар, появились новые авторы, которые пишут песни специально для «Ойуна». Кроме Михаила Кирилловича Каучакова, который написал прекрасные шорские песни «Шор чери» на замечательные слова Антонины Алексеевны Апонькиной, «Пожелание», «Песню о любви», для ансамбля «Ойун» пишут песни Валентина Ивановна Рыжкина, которая написала специально к деся­тилетию ансамбля искрящуюся песню «Ойун», Валентина Семеновна Тотышева и Любовь Иль­инична Чульжанова, которые написали песню о шорском празднике Пайраме. Ну а самое главное — в ансамбль пришло много способной молодежи. Это Вера Кискорова, Надежда Кирсанова, Евгения Ошкачакова, Татьяна Кирсанова, Ирина Саина, Анна Напазакова, Евгений Мижаков, и совсем юные, ко­торым нет и шестнадцати, — Борис и Олеся Торчаковы, Тепчегешева Люда, Кыдымаев Эдик, Торчаков Саша. Приход молодежи радует, так как это значит, что у ансамбля есть будущее.

И вот пришло время справлять юбилей — осенью 1996 года ансамблю «Ойун» исполнилось десять лет. За эти годы были взлеты и падения, смех и слезы, кто-то уходил из ансамбля, кто-то приходил, кто-то возвращался снова, менялся репертуар, но неизменным было одно — желание продолжать начатое дело возрождения шорской культуры, несмотря ни на какие трудности. А трудностей у ансамбля «Ойун» всегда хватало. Но у него очень стойкий и неунывающий характер. Это знают все. Там где «Ойун» — всегда весело, всегда жизнь бьет ключом, потому что «Ойун» — это яркая игра молодости! Пусть всегда будет «Ойун»!

Любовь Чулъжанова
1996 год

Поделиться