Извлечения из аналитической записки, представленной Рабочей группой по разработке областного Положения о территориях традиционного природопользования в Законодательное Собрание Кемеровской области.

Перед органами исполнительной власти Кемеровской области проблема развертывания территорий традиционного природопользования встала в октябре 1993 года, когда шорцы и телеуты были отнесены к группе малочисленных народов Севера и подпали под действие Указа Президента России от 22.04.92 № 397 «О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера».

На основании этих нормативных актов было издано Распоряжение администрации Кемеровской области от 11.10.93 «О создании рабочей группы по разработке областного положения о территориях традиционного природопользования». Контроль за выполнением распоряжения был возложен на комитет по национальному вопросу.

В срок, определенный администрацией, рабочей группой были разработаны проекты «Статуса территорий традиционного природопользования Кемеровской области», «Методические рекомендации по оформлению запроса на территории традиционного природопользования». Затем после обсуждения был собран пакет отзывов по предложенным проектам. Основа почти всех замечаний — отсутствие правовой базы для реализации проекта.

17.03.94 федеральной службой лесного хозяйства России было утверждено Положение о Шорском национальном парке, в котором заложена правовая основа для развертывания территорий традиционного природопользования в зоне парка.

Согласно Распоряжения администрации Кемеровской области «Об упорядочении и совершенствовании деятельности Шорского национального парка» от 15.03.94, отдел лесотехнического комплекса, комитет по национальному вопросу определили рабочую группу по разработке программы социально-экономического развития поселков, находящихся на территории парка.

Ликвидация комитета по национальному вопросу в структуре администрации области, фактически, нарушила уже сложившуюся практику координации работы и отчетности исполнителей научно-прикладных разработок и структурных подразделений администрации.

На настоящий момент проведение работ, связанных с развертыванием территорий традиционного природопользования находится в состоянии, характерном для конца 1993 года — полное отсутствие финансирования и представлений о заинтересованности администрации в дальнейшем проведении этих работ.

Включение шорцев в список народов Севера привело к тому, что этот этнос введен в сферу внимания международных правозащитных организаций и любая деятельность государственных органов как федерального, так и регионального уровней, по развитию социально-экономической инфраструктуры в районе его проживания и деятельности рассматривается как проявление национальной политики, как ее результат и проявление состоятельности. Особенно это касается части сохранения и развития традиционных систем природопользования, на основе которых и сохраняется материальная культура, язык, этническое самосознание.

Разрушив традиционные устои, проведя принудительное кооперирование хозяйств в 30-е годы, после ликвидации колхозов государство не предложило населению альтернативных возможностей занятости. Латентная безработица существовала в Горной Шории в течение последих десятилетий всегда, существенно увеличив свой охват в последнее десятилетие. Связано это с организацией национального парка, выводом лесотехнического комплекса, геологоразведки, сокращением золотодобычи.

Этносоциологическое обследование населения Чилису-Анзасского, Усть-Колзасского, Кызыл-Шорского сельсоветов, проведенного в соответствии с заявкой комитета по национальному вопросу областной администрации в 1993—1994 г., показало, что резко сократилась доходная часть бюджета даже тех семей, члены которых трудоустроены. Снижение жизненного уровня приводит к большей ориентации населения особенно шорцев, на ведение приусадебного и промыслового хозяйства — добычу товарной пушнины, кедровый промысел. Это свидетельствует о том, что наследственное закрепление осваиваемых промысловых участков в рамках традиционной системы природопользования в интересах шорского населения. С другой стороны нельзя допустить получение приоритетных прав только для шорской группы: межэтнический конфликт на этой основе будет неизбежен. Регуляция земельных вопросов между представителями разных этнических групп должна проводиться на уровне местного самоуправления, не имеющих в настоящее время серьезного веса в решении распределения угодий. Действует механизм саморегуляции. Сложившаяся практика показывает, что сельское население может самостоятельно проводить регуляцию земельных отношений в рамках выделяемых территорий традиционного природопользования.

Прослеживается явная необходимость в силу явного несоответствия функций Департамента культуры поставленным задачам, очередного создания в рамках администрации Кемеровской области комитета по национальным вопросам, способного стать заказчиком, контролирующим и координирующим органом.

Председатель рабочей группы — ведущий научный сотрудник ПНИЛ КемГУ канд. ист. наук Садовой А.Н., 1995 год.

Материал к публикации подготовила Любовь Чульжанова
1996 год

Поделиться