С любовью к Шории!

Организация обучения родному (шорскому) языку в школе

Возрождение национальной культуры коренного малочисленного народа юга Кузбасса — шорцев — в первую очередь подразумевает возрождение и развитие родного языка как важнейшего компонента национального самосознания и культуры, залога сохранения этого этноса.

После прекращения преподавания шорского языка в начале 40-х годов  20-го века его изучение было возобновлено в виде кружков родного языка в школах районов проживания шорского населения Кемеровской области:  Мыски, Междуреченск, Осинники, Таштагол, в некоторых поселках в 1987 году. Что касается Таштагольского района Кемеровской области, то в настоящее время шорский язык как предмет изучается в 7 школах, кроме того шорский язык изучается в кружках в 6 образовательных учреждениях (в детских садах № 5, 6, 7 поселка Шерегеш и станции юных туристов  г. Таштагола). Всего в Таштагольском районе шорский язык изучают 415 детей. Учителей шорского языка — 13.

Важнейший центр национального образования шорских детей — школа-интернат № 3 г. Таштагола. На базе этого интерната функционирует школа эстетического воспитания (структурное подразделение интерната) и отрабатывается модель школы традиционной шорской культуры. В школе эстетического воспитания уроки родного (шорского) языка введены в учебное расписание и проводятся в первой половине дня, вторая половина дня посвящена занятиям, связанным с ознакомлением детей с материальной и духовной культурой своего народа (с изготовлением поделок, чтением литературы, с национальными играми и другими внеклассными мероприятиями).

Население Таштагольского района является смешанным по национальному составу и преобладающе русскоязычным. Дети коренной национальности (шорцы) учатся в школах с общероссийским образовательным стандартом совместно с русскоязычными учениками. Уроки шорского языка проводятся за счет вариативной части образовательного стандарта. Содержание уроков шорского языка охватывает и этнографический аспект, что вызывает интерес к шорскому языку учеников — не шорцев. По сути, школа-интернат стала школой интеркультурного общения. Задачи образования учащихся подобной школы — формирование личности, гармонично сочетающей лучшие черты собственного этноса и адаптированной к условиям современной цивилизации в условиях взаимодействия культур. Этнокультурная часть образовательной программы такой школы включает знакомство с бытом, традиционными ремеслами шорцев, шорским фольклором, музыкальной культурой, историей шорского народа и народов прилегающих территорий (алтайцев, хакасов, тувинцев и др.), т. е. составляет «региональный компонент образования». Именно в условиях такой школы может быть создана благоприятная среда для качественного обучения родному языку шорских детей. Для реализации программы обучения родному языку необходима научно-методическая и материально-техническая базы.

Так, необходимо разработать принципы обучения родному языку в зависимости от объективных условий, в которых осуществляется учебный процесс и с учетом таких факторов, как владение / невладение учеником родным языком, владение базовым диалектом (основой литературного языка) / владение говором; необходимо создать образовательный стандарт, базисный учебный план и учебные программы по шорскому языку. Базисный учебный план должен иметь несколько вариантов, учитывающих разный уровень языковой подготовки учеников, сроки обучения и другие обстоятельства.

Для практики преподавания «шорского цикла» необходимо:

а) разработка учебно-методических комплексов, включающих учебники по грамматике родного языка, методические указания для учителя, хрестоматии для каждого класса средней школы;

б) составление разного типа справочников, словарей, учебных пособий по родному языку, литературе и дисциплинам, составляющим региональный компонент в образовании, связанных с культурой коренного населения Кузбасса;

 в) создание фонда учебных, документальных и художественных аудио- и видеоматериалов, наглядных, учебных пособий, раздаточного дидактического материала, фонда художественных и публицистических произведений на шорском языке;

 г) обеспечение материальной базы образовательных учреждений (наличие компьютеров, множительной техники, диктофонов, магнитофонов, видеомагнитофонов, видеокамер).

Настоятельной потребностью в области образования шорцев является создание национальных преподавательских кадров и повышение их квалификации. Так, стали уже традиционными курсы повышения квалификации учителей шорского языка и литературы, семинары, совещания, методические тренинги, методические объединения, консультации, творческие встречи, во многом обеспеченные Областным институтом повышения квалификации учителей.

Для сохранения исчезающего языка нужно расширять образовательное пространство шорского языка при помощи увеличения числа школ и дошкольных учреждений, в учебно-воспитательный план которых введен шорский язык.

Не менее важна работа с населением, не попадающим в школьное и вузовское образовательное пространство, как шорским, так и нешорским. Сфера интеркультурного сотрудничества обеспечена проведением различных общественных мероприятий — месячников шорской культуры, олимпиад, тематических вечеров, выставок национально-прикладного искусства, фестивалей, конкурсов, деятельностью средств массовой информации — периодических изданий, радио и телевидения. Много из перечисленного осуществляется: в газете «Красная Шория» есть «колонка» на шорском языке, существует программа телевизионного вещания г. Таштагола на шорском языке «Таглыг Шор Чер», в течение 15 лет проводятся концерты национального шорского ансамбля «Чылтыс» и, более молодого коллектива, «Ак чайак».

В контексте изложенного перспективы возрождения шорского народа не кажутся безрадостными.

Нина Алексеевна Сандыкова,
гл. специалист Управления образования г. Таштагол, доклад на
н.-пр. конференции «Проблемы национально-регионального
компонента в условиях модернизации образования»
2002 год

Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Обратная связь