С любовью к Шории!

О территориях традиционного природопользования и праве коренных народов на землю

Горы, река

«Коренные народы имеют право на земли, территории
и ресурсы, которыми они традиционно владели,
которые они традиционно занимали или иным образом
использовали или приобретали»,
ст. 26 Декларации ООН о правах коренных народов (2007)

«В совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся: … м) защита исконной среды
обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей», ст.72. Конституции РФ (1993)

Мы живем во времена такой человеческой цивилизации, которая не дает коренным народам шанса выжить. Каждый день и каждый час лишь приближают последний день этих народов. И это происходит по всей Земле.

Идет наступление на право коренных народов на жизнь. Их голос протеста не слышат ни власти, ни промышленные компании, захватывающие все новые и новые их территории, на которых коренные народы сформировались и развивались как этносы. В течении веков они оберегали свои земли, жили в гармонии с окружающим миром, берегли природу: леса, реки, животных, так как считали себя частью природы, от которой зависела их жизнь. Земля для коренных народов священна, она дана им Богом, и никто не вправе отнимать ее у них.

Все обычаи, мировоззрение коренных народов проникнуто почитанием и сохранением природы — нельзя ломать деревья, даже рвать траву без надобности, убивать животных в период появления детенышей, а если убил на охоте животное — попроси прощение, надо брать у природы ровно столько, чтобы хватало на жизнеобеспечение. Такое бережное отношение коренных народов к природе было проявлением их экологического сознания, которого нет у «цивилизованных» представителей современных добывающих компаний, работающих на территориях коренных народов. Сжимаясь на глазах, как «шагреневая кожа», земля уходит из-под ног коренных народов и вызывает в их миролюбивых душах боль и возмущение, толкает их идти на конфликты с недропользователями.

Россия, ставшая сырьевым придатком развитых стран, безжалостно выкачивает сырье из Сибири и Дальнего Востока и вывозит его за границу. Сделать достойный смартфон или ноутбук для нее не по силам, а вот копать может. Идет наступление на исконные земли коренных малочисленных народов, которых даже не спрашивают, можно ли вторгаться в их пределы и нарушать вековой традиционный образ жизни, который по Конституции РФ государство должно охранять.

В Кузбассе, где из года в год увеличивается добыча каменного угля открытым способом, в низовьях живописной реки Мрассу угольщиками уничтожаются шорские поселки. Первой деревней, снесенной из-за добычи угля, стала Курья, по-шорски Кӧлдагал (в переводе — деревня на озере). Она была снесена из-за вступившего в строй в 1971 году Сибиргинского разреза. В 2013 году была уничтожена деревня Казас разрезом «Береговой» угольной компании «Южная». Сейчас смертельная угроза нависла над деревней Чувашка, по-шорски Ӱстӱнгал (верхняя деревня). Кольцо угольных разрезов-монстров замыкается на ее горле и лишает ее последней отдушины. А ведь деревни Казас и Чувашка входят в федеральный перечень территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов и должны быть под защитой государства.

Эти поселки имеют огромное историческое и культурное значение для шорского народа как родина великих шорских сказителей-кайчи. Таких, как Напазаков Н. А. (Морошка), Абакаев А. И. (Акмет), Амзоров П. Н., Токмагашев П. П. (Пабель), Таннагашев В. Е. и многих других. Это родина мрасской школы сказителей, чей героический эпос был передан нам от великих древних тюрков-тюркютов и лег в основу шорского литературного языка. Уничтожив поселки и землю вокруг них, угольщики уничтожили не угасавший веками очаг шорской культуры.

Уничтожили… Для чего? Для чьего блага уродуется земля, уничтожаются леса, реки, загрязняется воздух, вода, болеют и умирают преждевременно люди? Для чьего «величия» и обогащения открываются новые и новые разрезы, от которых уже страшно жить на изуродованной земле? Неужели для того, чтобы миллиардеры, владеющие разрезами, продолжали вывозить все больше и больше угля на экспорт, чтобы, продав его за границей, складывать миллионы долларов на своих зарубежных счетах, покупать очередные яхты, виллы, дворцы. Это какое-то уродство, это так глупо быть миллиардером на показ, несовременно. Это означает — грош цена такой «цивилизации», и она обречена, если не остановится и не перестанет уничтожать природу.

С начала 1990-х годов, когда в России началось общественное движение за возрождение народов, коренные малочисленные народы начали активную работу по созданию законодательной базы для их выживания. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (АКМНССиДВ) активно работала с учеными, экспертами и депутатами Госдумы, пыталась продвигать решение вопросов, чтобы были приняты законы о правовом статусе коренных малочисленных народов, о территориях традиционного природопользования (ТТП), национальном самоуправлении, об общинах. Одним из главных законов должен был стать закон о территориях традиционного природопользования, который бы позволил коренным малочисленным народам жить на своей исконной земле и заниматься традиционными видами хозяйствования: охотой, рыболовством, оленеводством, сбором дикоросов.

Долгие 10 лет шла работа над законом о ТТП, его то отклоняли на доработку, то не подписывал президент Ельцин, но, наконец, в 2001 году он все же был принят. Выхолощенный, но хоть такой, чем никакой, — думали коренные малочисленные народы. К сожалению, этот долгожданный закон так и не заработал и ни одной ТТП федерального значения создано не было из-за нежелания Правительства РФ разработать положение о механизме создания и функционирования ТТП, хотя оно не раз публично обещало разработать такое положение и назначало сроки. Коренные малочисленные народы, их общины обращались в Правительство с просьбами о создании ТТП, но им отказывали. Они обращались в суды с исками о бездействии Правительства и нежелании создавать ТТП, но суды принимали решения не в пользу общин коренных малочисленных народов. Наши «справедливые» суды были на стороне бездействовавшего Правительства РФ, не выполнявшего принятые законы.

Согласно федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 2001 года, были введены понятия:

— «территории традиционного природопользования» как особо охраняемые природные территории (ООПТ). Впервые в правовом поле ТТП, как особо охраняемые природные территории, преследовали две цели: не только строгую охрану природы (сохранение биологического разнообразия), но и создание условий жизнеобеспечения коренных малочисленных народов, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

— «традиционное природопользование» как исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное
природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов;

— «обычаи коренных малочисленных народов» как традиционно сложившиеся и широко применяемые правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни.

В закон была заложена изначально «мина замедленного действия», так как он причислял ТТП к особо охраняемым природным территориям (заповедникам, национальным паркам, заказникам), где или запрещается хозяйственная деятельность, или допускается в очень ограниченных размерах, и в то же время разрешал изымать участки в пределах ТТП для прокладки трубопроводов, ЛЭП, а также пользование природными ресурсами юридическими лицами для предпринимательской деятельности. На практике это совместить трудно или невозможно.

Может поэтому федеральный закон о ТТП так и не заработал. Сегодня некоторые ученые пытаются даже развеять общепризнанное мнение о неистощительном природопользовании коренными малочисленными народами, называют его мифом, так как, якобы, продукция традиционного природопользования (кедровый орех, рыба, мясо и др.) пользуется спросом на рынке и добывается в больших, истощающих природу объемах.

В законе о ТТП, к сожалению, не было упоминания об этнологической и экологической экспертизах и праве коренных малочисленных народов участвовать в их проведении.

Согласно Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», принятой Правительством РФ в 2009 году на 1-ом этапе ее реализации в 2009-2011 годах предполагалось создание модельных ТТП федерального значения, но это не было сделано.

Мало того, 30 декабря 2013 года, вступил в силу закон №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ» в результате чего ТТП перестали быть особо охраняемыми природными территориями (убрали слово природные в контексте отнесения ТТП к ООПТ), на них не распространяет действие статья 27 Земельного кодекса и на ТТП теперь не ограничивается хозяйственная деятельность, землю можно пускать в оборот, проекты хозяйственной деятельности не проходят экологическую экспертизу. Народные избранники «забыли», что без сохранения природы невозможно сохранить традиционный образ жизни, который связан с природопользованием. Именно сохранение природы и должно быть одной из главных целей создания ТТП. Опять, уже который раз были нарушены права и интересы коренных малочисленных народов.

После этих изменений в законах по новому кругу начались обсуждения на различных парламентских слушаниях, симпозиумах, круглых столах о необходимости совершенствования законодательства, касающегося коренных малочисленных народов, об охоте, рыболовстве и законе о ТТП. Опять собираются депутаты, сенаторы, представители министерств, эксперты, представители коренных малочисленных народов и обсуждают то, что уже много раз обсуждалось, принималось, а потом отменялось. Разговоры идут, время летит, народы исчезают. Все идет по чьему-то бесовскому плану.

Так получилось, что после присоединения в 17 веке Сибири и Дальнего Востока к Российской империи, коренные малочисленные народы, добывая и платя налог пушниной, которая шла на экспорт, обеспечивали половину бюджета Российской империи. И теперь нефть, газ, уголь, золото и другие полезные ископаемые, добываемые на территориях коренных малочисленных народов, также обеспечивают половину бюджета страны. А что имеют коренные малочисленные народы? Песни и танцы разрешены. Но языки исчезают, нет права на землю, народы вымирают, так как им в подавляющих случаях запрещается на законных основаниях вести традиционный образ жизни на своей земле и жить достойно.

Правительство РФ приняло решение об увеличении добычи угля в стране. Возникает вопрос, есть ли смысл бороться за свои права шорцам в условиях принятой государственной стратегии на рост добычи угля, и в первую очередь в Кузбассе, на открытие новых и новых разрезов, уродующих землю? Наверное, есть. Бороться надо. И еще надо стараться привлекать на свою сторону как можно больше людей, иначе вокруг наших городов будут сплошные лунные безжизненные ландшафты, люди будут еще больше болеть и умирать от плохой экологии. Отсидеться в своих квартирах не удастся никому. Экология касается всех людей.

Надо всем понимать, что любить природу — это не только возмущаться и кричать из-за сломанного хулиганом посаженного дерева в городском парке, но и из-за десятков и сотен гектаров уничтоженных лесов под разрезы вокруг наших городов. А это миллионы деревьев, в том числе такие ценные, как вековые кедры. А ведь деревья — это легкие планеты, они очищают воздух, выделяют кислород. С высоты, да и с земли, эти разрезы представляют страшное зрелище. Об этом надо помнить и что-то делать с этим. Нам не надо столько разрезов.

Каждый год новые и новые лицензии на добычу угля выставляются на аукционы Агентством по недропользованию (Роснедра) Министерства природных ресурсов и экологии… И ползут опять новые экскаваторы и бульдозеры уничтожать землю и все живое… А люди спят, не понимая, что никто не придет и не будет решать за них проблемы. Ведь мы живем на этой земле, и, значит, мы должны ее защищать всеми доступными методами.

ООН давно признала роль коренных народов в сохранении биологического разнообразия на планете и их большой вклад в мировую культуру. Бережное отношение к природе представителей коренных народов — пример для современных людей, как надо жить, чтобы быть в гармонии с окружающим миром природы. ООН сегодня для многих коренных народов последняя отдушина, место, где их голос звучит свободно и услышан, в отличие от стран, где они живут. Стран, где не уважают права коренных народов и не заботятся о своей репутации в современном мире.

Любовь Чульжанова,
06.03.2017

Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Обратная связь