Тадарлар.ру
Горы, река

О территориях традиционного природопользования и праве коренных народов на землю

«Коренные народы имеют право на земли, территории
и ресурсы, которыми они традиционно владели,
которые они традиционно занимали или иным образом
использовали или приобретали»,
ст. 26 Декларации ООН о правах коренных народов (2007)

«В совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации находятся: … м) защита исконной среды
обитания и традиционного образа жизни малочисленных
этнических общностей», ст.72. Конституции РФ (1993)

Мы живем во времена такой человеческой цивилизации, которая не дает коренным народам шанса выжить. Каждый день и каждый час лишь приближают последний день этих народов. И это происходит по всей Земле.

Идет наступление на право коренных народов на жизнь. Их голос протеста не слышат ни власти, ни промышленные компании, захватывающие все новые и новые их территории, на которых коренные народы сформировались и развивались как этносы. В течении веков они оберегали свои земли, жили в гармонии с окружающим миром, берегли природу: леса, реки, животных, так как считали себя частью природы, от которой зависела их жизнь. Земля для коренных народов священна, она дана им Богом, и никто не вправе отнимать ее у них.

Все обычаи, мировоззрение коренных народов проникнуто почитанием и сохранением природы — нельзя ломать деревья, даже рвать траву без надобности, убивать животных в период появления детенышей, а если убил на охоте животное — попроси прощение, надо брать у природы ровно столько, чтобы хватало на жизнеобеспечение. Такое бережное отношение коренных народов к природе было проявлением их экологического сознания, которого нет у «цивилизованных» представителей современных добывающих компаний, работающих на территориях коренных народов. Сжимаясь на глазах, как «шагреневая кожа», земля уходит из-под ног коренных народов и вызывает в их миролюбивых душах боль и возмущение, толкает их идти на конфликты с недропользователями.

Россия, ставшая сырьевым придатком развитых стран, безжалостно выкачивает сырье из Сибири и Дальнего Востока и вывозит его за границу. Сделать достойный смартфон или ноутбук для нее не по силам, а вот копать может. Идет наступление на исконные земли коренных малочисленных народов, которых даже не спрашивают, можно ли вторгаться в их пределы и нарушать вековой традиционный образ жизни, который по Конституции РФ государство должно охранять.

В Кузбассе, где из года в год увеличивается добыча каменного угля открытым способом, в низовьях живописной реки Мрассу угольщиками уничтожаются шорские поселки. Первой деревней, снесенной из-за добычи угля, стала Курья, по-шорски Кӧлдагал (в переводе — деревня на озере). Она была снесена из-за вступившего в строй в 1971 году Сибиргинского разреза. В 2013 году была уничтожена деревня Казас разрезом «Береговой» угольной компании «Южная». Сейчас смертельная угроза нависла над деревней Чувашка, по-шорски Ӱстӱнгал (верхняя деревня). Кольцо угольных разрезов-монстров замыкается на ее горле и лишает ее последней отдушины. А ведь деревни Казас и Чувашка входят в федеральный перечень территорий традиционного проживания коренных малочисленных народов и должны быть под защитой государства.

Эти поселки имеют огромное историческое и культурное значение для шорского народа как родина великих шорских сказителей-кайчи. Таких, как Напазаков Н. А. (Морошка), Абакаев А. И. (Акмет), Амзоров П. Н., Токмагашев П. П. (Пабель), Таннагашев В. Е. и многих других. Это родина мрасской школы сказителей, чей героический эпос был передан нам от великих древних тюрков-тюркютов и лег в основу шорского литературного языка. Уничтожив поселки и землю вокруг них, угольщики уничтожили не угасавший веками очаг шорской культуры.

Уничтожили… Для чего? Для чьего блага уродуется земля, уничтожаются леса, реки, загрязняется воздух, вода, болеют и умирают преждевременно люди? Для чьего «величия» и обогащения открываются новые и новые разрезы, от которых уже страшно жить на изуродованной земле? Неужели для того, чтобы миллиардеры, владеющие разрезами, продолжали вывозить все больше и больше угля на экспорт, чтобы, продав его за границей, складывать миллионы долларов на своих зарубежных счетах, покупать очередные яхты, виллы, дворцы. Это какое-то уродство, это так глупо быть миллиардером на показ, несовременно. Это означает — грош цена такой «цивилизации», и она обречена, если не остановится и не перестанет уничтожать природу.

С начала 1990-х годов, когда в России началось общественное движение за возрождение народов, коренные малочисленные народы начали активную работу по созданию законодательной базы для их выживания. Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (АКМНССиДВ) активно работала с учеными, экспертами и депутатами Госдумы, пыталась продвигать решение вопросов, чтобы были приняты законы о правовом статусе коренных малочисленных народов, о территориях традиционного природопользования (ТТП), национальном самоуправлении, об общинах. Одним из главных законов должен был стать закон о территориях традиционного природопользования, который бы позволил коренным малочисленным народам жить на своей исконной земле и заниматься традиционными видами хозяйствования: охотой, рыболовством, оленеводством, сбором дикоросов.

Долгие 10 лет шла работа над законом о ТТП, его то отклоняли на доработку, то не подписывал президент Ельцин, но, наконец, в 2001 году он все же был принят. Выхолощенный, но хоть такой, чем никакой, — думали коренные малочисленные народы. К сожалению, этот долгожданный закон так и не заработал и ни одной ТТП федерального значения создано не было из-за нежелания Правительства РФ разработать положение о механизме создания и функционирования ТТП, хотя оно не раз публично обещало разработать такое положение и назначало сроки. Коренные малочисленные народы, их общины обращались в Правительство с просьбами о создании ТТП, но им отказывали. Они обращались в суды с исками о бездействии Правительства и нежелании создавать ТТП, но суды принимали решения не в пользу общин коренных малочисленных народов. Наши «справедливые» суды были на стороне бездействовавшего Правительства РФ, не выполнявшего принятые законы.

Согласно федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 2001 года, были введены понятия:

— «территории традиционного природопользования» как особо охраняемые природные территории (ООПТ). Впервые в правовом поле ТТП, как особо охраняемые природные территории, преследовали две цели: не только строгую охрану природы (сохранение биологического разнообразия), но и создание условий жизнеобеспечения коренных малочисленных народов, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни;

— «традиционное природопользование» как исторически сложившиеся и обеспечивающие неистощительное
природопользование способы использования объектов животного и растительного мира, других природных ресурсов;

— «обычаи коренных малочисленных народов» как традиционно сложившиеся и широко применяемые правила ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни.

В закон была заложена изначально «мина замедленного действия», так как он причислял ТТП к особо охраняемым природным территориям (заповедникам, национальным паркам, заказникам), где или запрещается хозяйственная деятельность, или допускается в очень ограниченных размерах, и в то же время разрешал изымать участки в пределах ТТП для прокладки трубопроводов, ЛЭП, а также пользование природными ресурсами юридическими лицами для предпринимательской деятельности. На практике это совместить трудно или невозможно.

Может поэтому федеральный закон о ТТП так и не заработал. Сегодня некоторые ученые пытаются даже развеять общепризнанное мнение о неистощительном природопользовании коренными малочисленными народами, называют его мифом, так как, якобы, продукция традиционного природопользования (кедровый орех, рыба, мясо и др.) пользуется спросом на рынке и добывается в больших, истощающих природу объемах.

В законе о ТТП, к сожалению, не было упоминания об этнологической и экологической экспертизах и праве коренных малочисленных народов участвовать в их проведении.

Согласно Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», принятой Правительством РФ в 2009 году на 1-ом этапе ее реализации в 2009—2011 годах предполагалось создание модельных ТТП федерального значения, но это не было сделано.

Мало того, 30 декабря 2013 года, вступил в силу закон №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ» в результате чего ТТП перестали быть особо охраняемыми природными территориями (убрали слово природные в контексте отнесения ТТП к ООПТ), на них не распространяет действие статья 27 Земельного кодекса и на ТТП теперь не ограничивается хозяйственная деятельность, землю можно пускать в оборот, проекты хозяйственной деятельности не проходят экологическую экспертизу. Народные избранники «забыли», что без сохранения природы невозможно сохранить традиционный образ жизни, который связан с природопользованием. Именно сохранение природы и должно быть одной из главных целей создания ТТП. Опять, уже который раз были нарушены права и интересы коренных малочисленных народов.

После этих изменений в законах по новому кругу начались обсуждения на различных парламентских слушаниях, симпозиумах, круглых столах о необходимости совершенствования законодательства, касающегося коренных малочисленных народов, об охоте, рыболовстве и законе о ТТП. Опять собираются депутаты, сенаторы, представители министерств, эксперты, представители коренных малочисленных народов и обсуждают то, что уже много раз обсуждалось, принималось, а потом отменялось. Разговоры идут, время летит, народы исчезают. Все идет по чьему-то бесовскому плану.

Так получилось, что после присоединения в 17 веке Сибири и Дальнего Востока к Российской империи, коренные малочисленные народы, добывая и платя налог пушниной, которая шла на экспорт, обеспечивали половину бюджета Российской империи. И теперь нефть, газ, уголь, золото и другие полезные ископаемые, добываемые на территориях коренных малочисленных народов, также обеспечивают половину бюджета страны. А что имеют коренные малочисленные народы? Песни и танцы разрешены. Но языки исчезают, нет права на землю, народы вымирают, так как им в подавляющих случаях запрещается на законных основаниях вести традиционный образ жизни на своей земле и жить достойно.

Правительство РФ приняло решение об увеличении добычи угля в стране. Возникает вопрос, есть ли смысл бороться за свои права шорцам в условиях принятой государственной стратегии на рост добычи угля, и в первую очередь в Кузбассе, на открытие новых и новых разрезов, уродующих землю? Наверное, есть. Бороться надо. И еще надо стараться привлекать на свою сторону как можно больше людей, иначе вокруг наших городов будут сплошные лунные безжизненные ландшафты, люди будут еще больше болеть и умирать от плохой экологии. Отсидеться в своих квартирах не удастся никому. Экология касается всех людей.

Надо всем понимать, что любить природу — это не только возмущаться и кричать из-за сломанного хулиганом посаженного дерева в городском парке, но и из-за десятков и сотен гектаров уничтоженных лесов под разрезы вокруг наших городов. А это миллионы деревьев, в том числе такие ценные, как вековые кедры. А ведь деревья — это легкие планеты, они очищают воздух, выделяют кислород. С высоты, да и с земли, эти разрезы представляют страшное зрелище. Об этом надо помнить и что-то делать с этим. Нам не надо столько разрезов.

Каждый год новые и новые лицензии на добычу угля выставляются на аукционы Агентством по недропользованию (Роснедра) Министерства природных ресурсов и экологии… И ползут опять новые экскаваторы и бульдозеры уничтожать землю и все живое… А люди спят, не понимая, что никто не придет и не будет решать за них проблемы. Ведь мы живем на этой земле, и, значит, мы должны ее защищать всеми доступными методами.

ООН давно признала роль коренных народов в сохранении биологического разнообразия на планете и их большой вклад в мировую культуру. Бережное отношение к природе представителей коренных народов — пример для современных людей, как надо жить, чтобы быть в гармонии с окружающим миром природы. ООН сегодня для многих коренных народов последняя отдушина, место, где их голос звучит свободно и услышан, в отличие от стран, где они живут. Стран, где не уважают права коренных народов и не заботятся о своей репутации в современном мире.

Любовь Чульжанова,
06.03.2017

1 комментарий

  • Если Конституция Страны,являющимся Гарантом любого гражданина не может защищать его интересы перед Монополистами, то тогда ему остается Защищать Себя самому. Хотя бы на сессиях Ассамблея ООН. Но кто Их туда пустят ? ,,,