Афанасий Васильевич РыжкинПочти всю жизнь Афанасий Васильевич Рыжкин (1924 г.р.)  прожил в Новом Улусе (по-шорски Шанаголе). Сюда вернулся после войны. Женился на Елизавете Майнаковой из поселка Бородино, сам построил дом. Здесь же родились и выросли его шестеро детей: два сына и четыре дочери. Работал возчиком, а потом бурильщиком в геологоразведке. Во время войны служил в НКВД — охранял железно-дорожные тоннели на Байкале. «До войны, — вспоминает Афанасий Васильевич, — здесь, в Косом Пороге (Сарыгколе) были шорские колхозы, и на месте, где сейчас Чеболсу, была колхозная пашня. В поселках жили шорцы. Раньше была другая жизнь, и шорцы другие были. За каких-то 50 лет они совсем изменились, спиваться стали. Раньше на шорс­ких вечеринках пьяных не было, хотя водка и даже спирт были, но было стыдно прийти пьяным. Да и не принято было пить надо-не надо водку. А вот работать хорошо и веселиться от души тогда умели и любили».

В 12 лет Афанасий Васильевич самостоятельно освоил балалайку, а с 14 лет стал нарасхват как хороший музыкант: девушки сами за ним приходили, чтобы увести на вечерин­ку. С балалайкой он был неразлучен всю жизнь. Любил петь под ее аккомпанемент шорские песни и  частушки, которых он знал очень много. В пятьдесят лет захотел играть на комусе и рассказывать шорские сказки, которые любил и знал еще с детства, в основном от кайчи Ивана Михайловича Рыжкина, брата отца, который жил в Косом Пороге. Всего в репертуаре кайчи 7 сказаний. Афанасий Васильевич сам сделал комус, сначала из ели, потом из кедра. Один комус подарил начинающему кайчи Михаилу Кирилловичу Каучакову, чтобы он рассказывал сказки под комус.

Сейчас Афанасий Васильевич петь не может, так как боль­ное сердце не дает, только на комусе играет. А раньше пел просто так: любому, кто приходил в гости и просил рассказать сказку. Принимал он участие и в Пайрамах. «Сказку я обычно начинаю с разговора с богатырем, — рассказывает Афанасий Васильевич. — Захожу к богатырю, здороваюсь с ним, говорю, что я сказочник из Нового Улуса и пришел, чтобы вместе с ним ехать в дальний путь. Богатырь заулы­бается, наденет кольчугу, сядет на коня, а я рядом. Вот так, как войдешь в дорогу богатыря, так и идешь с ним вместе. Много испытаний выпадает на долю богатыря, а кайчи всегда вместе с ним».

Афанасий Васильевич сожалеет, что молодежь не знает своего языка, многие пьянствуют. Как отучить народ от пьянства — он считает большой проблемой шорцев.

Подрастает внук у Афанасия Васильевича — Рустам Рыжкин, который с его помощью освоил балалайку, а теперь и комус. Нравится это Рустаму, глядишь — и пойдет по стопам деда. Ведь возрождение шорской культуры невозможно без участия молодежи, без передачи опыта и знаний от старшего поколения младшему. А кому, как не сыновьям и внукам, продолжать дело отцов и дедов?

Любовь Чульжанова
1994 год

О Афанасии Васильевиче. Так же представлена аудиозапись сказания «Алтын Кылыш» (Золотая Сабля) произведенная А.И. Чудояковым в феврале 1986 года в поселке Новый Улус.

Поделиться