18-19 февраля 2006 года в Новокузнецке в КузГПА прошел 1-й Симпозиум по изучению форм шорского народного эпоса, в котором приняли участие гости из республик Тыва, Алтай, Хакасия, шорский кайчи В. Е. Таннагашев и представители шорской общественности. На симпозиуме были зачитаны приветственные телеграммы от мэра Новокузнецка С. Мартина и начальника департамента культуры и национальной политики Л. Зауэрвайн. С приветственными речами выступили представители КузГПА, городского Совета депутатов г. Новокузнецка, АШН, музея-заповедника «Томская писанница» и главный специалист Министерства культуры и духовного развития Республики Тыва А. Балган, которая поздравила с открытием симпозиума и сказала: «Кай — это большая драгоценная часть не только тюркской, но и всей мировой культуры».

Инициатором проведения и организатором этого большого мероприятия выступило Новокузнецкое общество «Шория» под руководством Надежды Михайловны Печениной и Ларисы Александровны Тенешевой. Как сказала в своем эмоциональном выступлении Н. М. Печенина, «кай — это основа нравственно-эстетического развития нашего народа. В сказаниях даны идеальные образы мужчины — главы рода, и женщины — хранительницы домашнего очага и матери, в них сосредоточена мудрость Шории».

Идея проведения симпозиума у  Н. М. Печениной возникла еще на 1-м слете сказителей в Улаганском районе Республики Алтай, на котором ей посчастливилось побывать в 2004 году. Музыка алтайского кая и горловое пение алтайских кайчи разбудили ее «генетическую память» и произвели  на нее огромное впечатление. Сразу после слета сказителей Надежда Михайловна начала подготовку к Симпозиуму по изучению форм шорского народного эпоса, чтобы вновь возродить к жизни кай — это древнейшее искусство шорцев.

Симпозиум посвятили памяти поэта и сказителя Степана Семеновича Торбокова и ученого-фольклориста Андрея Ильича Чудоякова. На симпозиуме состоялась презентация DVD-диска «Культурное наследие шорского народа» с двумя сказаниями «Алтын Кылыш» и «Алтын Толай», которые записал А. И. Чудояков от сказителей А. В. Рыжкина и Д. К. Торушпанова (диск издан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве, руководитель проекта — председатель НГОО «Шория» Н. М. Печенина).

С докладами на симпозиуме выступили:

— Г. В. Косточаков, доцент кафедры шорского языка и литературы КузГПА, доклад «О шорском горловом пении кай»;

— Т. Б. Шинжин, Народный кайчы Республики Алтай, член Союза писателей России, преподаватель Школы юных сказителей Алтая, доклад о современном состоянии алтайского кая;

— З. К. Кыргыс, директор Международного научного центра горлового пения «ХООМЕЙ» республики Тыва, доктор искусствоведческих наук, музыковед, доклад «Сохранение и сравнительный анализ горлового пения Саяно-Алтайского нагорья»;

— М. М. Батыры, научный сотрудник центра «ХООМЕЙ», доклад «Тувинское горловое пение — современное состояние» и доклад о кае;

— Л. А. Тенешева, соискатель СО РАН, доклад «Жанры шорского героического эпоса».

Из докладов гостей участники симпозиума узнали о современном состоянии горлового пения в республиках Алтай и Тыва.

Известный алтайский кайчи Таныспай Боксурович Шинжин (1936 г. р.), несмотря на почтенный возраст, движимый благородной миссией помочь шорцам возродить кай, приехал на симпозиум со своими двумя учениками. В своем докладе он сообщил, что эпос в Алтае сужается, угасает и скоро будет только в печатном виде. Изменился уклад жизни и люди все меньше приглашают кайчи, так как днем работают, а вечером ходят в клубы. Уже в 80-ые годы не стало появляться ярких кайчи.

В 1991 году Т. Б. Шинжин организовал Школу юных сказителей, чтобы обучать искусству кая молодежь в духе древних алтайских традиций. Голосовые данные у молодых кайчи есть, а знания эпоса слабые. Для обучения в Школе юных сказителей пришлось искать детей с цепкой эпической памятью. В 1992 году Т. Б. Шинжин организовал состязание сказителей. В 2004 году состоялся 1-й Курултай сказителей.

На сегодняшний день в Алтае более 70 начинающих кайчи, особенно много — в Улаганском районе, но репертуар у молодых кайчи небольшой. Главным они считают исполнение героических сказаний горловым пением, а не знание эпоса. «Кому это нужно?» — говорят молодые кайчи.

Зоя Кыргызовна Кыргыс, директор Центра «ХООМЕЙ», вначале своего выступления сказала замечательные слова: «Кай — это великолепное искусство, кай – это поэзия тюрков». Она рассказала о трудностях исполнения хоомея — тувинского горлового пения, которое отличается от шорского сложностью и богатством звукоизвлечения, которое в Центре «ХООМЕЙ» изучают не только музыковеды и лингвисты, но и медики (врачи и физиологи), поскольку при исполнении у хоомеистов звук идет не из гортани, а из груди (задействован грудной резонатор), в результате чего сильно напрягаются и поэтому быстро изнашиваются грудные мышцы. Во время исполнения наиболее сложных стилей горлового пения могут лопаться сосуды. Стоит вопрос даже о более раннем выходе на пенсию хоомеистов в связи с более ранним падением их жизненных сил. Слово хоомей означает один из приемов (стилей) горлового пения, наряду с другими приемами (всего пять стилей: сыыт, эзингилер и др.). Тувинцы за 1 минуту могут выдать настоящий шедевр.

У шорцев, хакасов и алтайцев горловым пением исполняют эпические музыкально-поэтические произведения. Это настоящие монументы, великолепные шедевры! Эпические традиции шорцев связаны с определенным количеством повторяющихся напевов, во время которых используется ключичное, верхнее дыхание и ротовой резонатор.

Марьята Маадыр Ооловна Батыры, научный сотрудник Центра «ХООМЕЙ», в своем выступлении рассказала о современном состоянии тувинского горлового пения. Число исполнителей горлового пения — хоомея, в Тыве около 700 человек в возрасте от 5 до 70 лет. Ежегодно проводятся фестивали-конкурсы хоомеистов. Лучшим хоомеистам дают премии. Традиционно хоомей исполняли сольно, но теперь используют и в ансамблях. Имеется более 40 ансамблей хоомеистов, из них 20 — детских, 1 — женский), каждый из которых имеет свой индивидуальный стиль. При филармонии имеется несколько профессиональных групп хоомеистов, которые объездили весь мир. Репертуары ансамблей состоят из песен (шуточные, бытовые, о природе, животных, женской красоте) и инструментальных наигрышей.

В 2008 году пройдет 5-ый симпозиум по хоомею. Различают 5 стилей хоомея и более 36 субстилей.

Второй доклад М. М. Батыры был посвящен каю, который является феноменом культуры шорцев, хакасов, тувинцев, алтайцев и монголов. Но только у тувинцев это самостоятельное искусство.

Искусство кая в Тыве также угасает, осталось всего два кайчи. С 1993 года прекратились слеты сказителей. Записано 204 образцов тувинского эпоса и более 60 опубликовано. М. М. Батыры предлагает, чтобы не угасло искусство кая, поддерживать кайчи, проводить недели кая.

Вечером 18 февраля был концерт артистов из Тывы. Совсем молодые артисты тувинской филармонии Омак Ооржак и Саян Тумат продемонстрировали замечательное искусство хоомея — тувинского горлового пения, которое покорило всех слушателей. На концерте выступили также шорский кайчи Владимир Егорович Таннагашев, гости из Горного Алтая учащиеся Школы сказителей Мансур Тонов и Айдар Манзыров, телеутская певица Наталья Чебелькова, а также Татьяна Шипеева, Надежда Кирсанова и шорские исполнители горлового пения Баходур Мурадов и Сергей Тенешев. Завершила работу первого дня симпозиума шаманка Надежда Муртаева. Под звуки ее шаманского бубна весь зал, словно покорившись воле наших бессмертных духов, возвращался душой к своим истокам, просыпалась душа народа, чтобы вновь обрести былую силу и мошь.

Второй день симпозиума был посвящен практическим занятиям, которые вели гости из Алтая и Тывы. Работали группы, в которых обучались игре на музыкальных инструментах: темир-комусах и комусах. Шло активное общение между участниками симпозиума.

По завершении симпозиума была принята резолюция. В планах организаторов сделать симпозиум постоянным и провести 2-ой симпозиум в 2008 году.

«Кай должен звучать в каждой шорской семье», — так говорил выдающийся шорский ученый-фольклорист Андрей Ильич Чудояков. Ведь в кае сосредоточена вся мудрость, духовная и нравственная красота шорской души. Потерять кай в нашей быстролетящей жизни -легко, но мы не должны допустить этого. Поэтому пока у нас есть еще время, пока у нас есть кайчи Владимир Егорович Таннагашев, готовый делиться всем, что он знает и умеет, надо все силы отдать возрождению кая.

В заключение надо сказать слова благодарности всем нашим друзьям, приехавшим из Тывы и Горного Алтая, организаторам — Новокузнецкому обществу «Шория», и всем, кто поддержал проведение симпозиума — администрации города Новокузнецка и Кузбасской Педагогической Академии.

Любовь Чульжанова
2006 год

Поделиться