Современные шорцы — это тюркоязычный народ, проживающий на юге Кемеровской области в бассейнах рек: Томь, Мрассу и Кондома. По данным переписи 2010 года насчитывалось 13 тысяч шорцев, из них 11 тысяч человек проживало в Кузбассе.

История шорцев уходит в глубь веков. Есть мнение, что шорскому народу полторы тысячи лет и он является одним из реликтов некогда великого народа тюркютов — древних тюрок, имевших в 6-8 веках свое государство — Великий тюркский каганат. Предки шорцев были искусными металлургами и кузнецами, они обеспечивали свой народ оружием и железными предметами быта, благодаря чему тюркюты вышли на историческую арену.

К приходу русских в 17 веке шорцы жили сеоками — родами (Челей, Шор, Карга, Чедибер, Аба, Кызай, Калар и другие) занимались кузнечным делом, за что русские дали им название кузнецкие татары, а край, где они жили, — Земля Кузнецкая. В 19 веке академик В. В. Радлов дал им другое общее название — шорцы, по названию одного из крупных родов Шор, проживавшего на Кондоме.

Изделия из железа, которые делали предки шорцев отличались очень высоким качеством и были известны на всю Сибирь. С кузнечным ремеслом связаны легенды и мифы. В Горной Шории считается, что первым кузнецом был хозяин нижнего мира — Эрлик, покровитель злых духов. В шорском героическом эпосе шорские богатыри могли ковать железо, используя вместо клещей пальцы, а вместо молота кулак. Самыми искусными кузнецами, сочетавшими навыки кузнеца-универсала, оружейника и ювелира, были представители рода Аба. Недаром кочевники неоднократно пытались увести из русского подданства кузнецов этого рода и однажды им это удалось. Железные изделия — котлы, копья, шлемы, кольчуги, топоры, мотыги, абылы, ножи, украшения шли на обмен с соседними кочевыми народами и в уплату дани. Было время, что шорцы оказались двоеданцами: они были вынуждены платить албан джунгарам, западным монголам, железными изделиями, а русскому царю ясак — пушниной. Металлургия со временем была запрещена, чтобы не делали военного снаряжения для соседних народов. Царскому правительству очень была нужна пушнина, которая была главной статьей экспорта (как сейчас нефть и газ) в Европу и Азию (Турция, Персия, Китай) и приносила царской казне огромные доходы — до 700 тысяч рублей в год, что составляло половину бюджета (обеспечивали это богатство в основном охотники коренных малочисленных народов  Сибири и Дальнего Востока, которые были присоединены к Русскому государству в 17 веке). Ежегодный ясак из Кузнецкой тайги составлял около четырех тысяч соболей (налог на одного человека — 12 соболей, которые стоили в среднем по 1 рублю, цена темного соболя доходила до 20 рублей, что было равноценно стоимости двух хороших домов).

Кроме кузнечества, предки шорцев занимались охотой, рыболовством, собирательством дикоросов: кедрового ореха, ягоды, корней кандыка и сараны, мотыжным земледелием.

После победы Советской власти в Сибири в 1926 году был создан Горно-Шорский национальный район общей площадью 30 тыс. кв. км. (территория, равная Армении), численностью 23 тысячи человек, из которых 16 тысяч были шорцы. За годы существования национального района были достигнуты большие успехи в области культурного строительства. В 1925 году вышел первый шорский букварь, открывались школы, больницы, клубы. Создавалась национальная интеллигенция — ученые, врачи, учителя, инженеры, писатели, журналисты, работники советских и партийных органов. Издавались шорские учебники и книги, переводы русских классиков.

В 1939 году Горно-Шорский национальный район был ликвидирован. Причин ликвидации несколько. Это и необоснованные репрессии, в ходе которых были уничтожены все наиболее видные представители шорской интеллигенции, в том числе стоявшие у руководства района. Но главной причиной ликвидации стало бурное промышленное освоение Горной Шории. Горно-рудная промышленность, разрабатывающая месторождения железа, золота, каменного угля, а также деревообрабатывающая промышленность стали иметь союзное значение. Для расширения производства в Горную Шорию переселились тысячи людей из других областей России. Из года в год сокращался процент шорцев в общей численности населения района и ускорялись процессы этнической ассимиляции.

После ликвидации района этническое развитие стало замедляться. Прекратилось преподавание шорского языка в школах, шорский язык оказался под запретом, перестали выпускаться шорские учебники, книги, были закрыты редакция национальной газеты «Кызыл Шор» («Красная Шория») и Кузедеевский педтехникум (большое количество шорских книг, находившихся в его библиотеке, было уничтожено).

Невосполнимые потери малочисленный шорский народ понес в годы войны, когда на фронтах погибла большая часть уцелевшей после репрессий шорской интеллигенции. После войны на первом плане было развитие промышленности. Шорские колхозы, как нерентабельные, были ликвидированы. Молодежь стала переселяться в города.

В результате проведения колониальной политики со стороны ведомств богатства Горной Шории начали истощаться, исчезло множество рек, лесов, зверей и птиц. От угольных разрезов, шахт, лесозаготовок, хищнической золотодобычи остаются лунные ландшафты, загубленные и загаженные реки. Сеть исправительно-трудовых колоний и поселений отрицательно сказались на нравственности шорцев.

Получилось так, что гибла не только природа, но и сам малочисленный коренной народ. Большинство шорских поселков влачили жалкое существование без электричества дорог, школ, телефонной связи. С конца 30-х годов за 50 лет не вышло ни одного учебника, ни одной книги, ни одной газеты на шорском языке, в результате исчезает шорский язык. Многочисленные проблемы шорцев, как и других малочисленных народов России, требовали решения на государственном уровне.

Когда в 1985 году в Советском Союзе началась Перестройка и Гласность, было разрешено говорить о национальных проблемах без опасения, что за это могут обвинить в национализме и посадить в тюрьму или расстрелять, как это было в 30-ые годы, у многих народов началось движение за национальное возрождение. И в Шории ученые А. И. Чудояков и Э. Ф. Чиспияков начали проводить большую общественную работу среди шорцев всей Шории, объяснять необходимость работы по возрождению своей государственности, языка, культуры, обычаев и традиций.

Начали создаваться общественные движения в городах Таштагол, Мыски, Междуреченск, Новокузнецк, Осинники для защиты прав и интересов шорцев. Были резонансные публикации на шорскую тему в городских и областных газетах. Активисты тогда считали, что, только создав автономию, шорский народ сможет решить свои многочисленные проблемы, так как знали о расцвете культуры и образования в годы существования Горно-Шорского национального района (1926—1939). В 1990 году в Новокузнецке состоялся 1-ый съезд шорского народа. На нем была создана Ассоциация шорского народа и началось движение за возрождение шорского народа. С этого времени начался отсчет новой истории шорцев, полной невероятного подъема национального духа, огромного энтузиазма сотен людей разных поколений. Народ начал сам творить свою историю, несмотря на трудности, которые были на этом пути.

Основными достижениями 90-х годов и начала 21 века можно считать: работу кафедры шорского языка и литературы в Новокузнецком пединституте с 1989 года (первым заведующим кафедры стал ученый-фольклорист А. И. Чудояков) по подготовке учителей шорского языка, научные исследования и защиты диссертаций по шорскому языку и фолькору, выход в свет словарей и учебников по шорскому языку, художественной литературы на шорском языке, издание газеты «Туган Чер», прием в Союз писателей РФ восьмерых представителей шорского народа и создание шорской писательской организации, работу ансамблей («Чылтыс», «Отчагаш», «Ойун», «Тагтагал», «Чедыген», «От Эне») и центра шорской культуры «Аба-Тура», введение обучения шорского языка в некоторых школах Шории, проведение традиционных праздников, конкурсов и фестивалей (Пайрам, «Кен Кыс», «Краса Шории», «Элим»), проведение выставок шорских художников, спартакиады коренных малочисленных народов.

Среди шорцев много выдающихся людей, таких как Герой Советского Союза Михаил Куюков, ученые Андрей Ильич Чудояков и Электрон Федорович Чиспияков, десятикратный чемпион мира по боксу среди профессионалов Юрий Арбачаков, чемпионка мира по сноуборду Екатерина Тудегешева. Ими гордится не только Шория, но и вся Россия.

Любовь Чульжанова

Поделиться