С 13 по 23 августа 2006 года при финансовой поддержке главы администрации города Таштагола В. Н. Макуты состоялась 4-ая этнографо-краеведческая экспедиция «Туған Черим»(«Родная Земля»), посвященная 80-летию образования Горно-Шорского национального района (1926—1939).

Руководителем и организатором была Мария Ахрановна Идигешева, руководитель Народного ансамбля «Чылтыс» («Звезда»).

Маршрут экспедиции: Таштагол. Спасск, Уруш, Тарлашка, Кондома, Карагол, Калары, Базанча, гора Центральная, Чугунаш, Усть-Кабырза, Шор-Тайга, Чазы-Бук, Усть-Анзас, Суета, Шерегеш. Всего 536 км.

В экспедиции приняли участие: Народный ансамбль «Чылтыс» (г. Таштагол). Народный ансамбль «Ақ Чаяқ» (п. Шерегеш), знаменитый певец Горного Алтая Болот Байрышев, Антонина Семеновна Тутатчикова (главный режиссер республиканского культурного центра Хакасии, г. Абакан), Евгения Ивановна Старкова (горный инженер-геолог, преподаватель краеведения, специалист по топонимике, туризму, создатель и первый директор станции юных туристов в г. Таштаголе, автор «Словаря по географии и топонимике Горной Шории»), студенты отделения шорского языка и литературы КузГПА, Тенешева О. Н. (аспирантка НГПУ, г. Новокузнецк), молодой шорский художник Александр Мортаев (г. Таштагол).

Участники экспедиции были разбиты на группы: хозяйственная, культурно-просветительская, научная, духовная, СМИ и ответственные за сплав.

Все работали в экстремальных полевых условиях. Постоянные переезды из поселка в поселок, концерты, обряды, ночевки в палатках, простуженные голоса, дождливая погода, холод  не помешали достичь поставленных задач.

У шорских священных мест, источников (очищая их от мусора оставленного туристами) совершались обряды «очищения», «задабривания» и т. д. шаманкой Надеждой Самуиловной Муртаевой и помощником — алгышчи (благопожелателем) и поэтом Сергеем Гордеевичем Тенешевым (г. Таштагол).

На обрядах алгышчи (благопожелатель) просил на шорском и русском языках у Небесного Бога, духов здоровья, достойной жизни, процветания России, шорскому народу, всем людям, проживающим в поселках, за родных и близких. Кропил арачкой (не крепкий национальный напиток) и «кормил» обрядовой пищей из мяса, сала, хлеба, рыбы огонь. На святую березу повязывали ленты трех цветов. Красный — символ достатка, процветания, солнца, огня; голубой — символ чистого неба, воды, вечной силы, удачи; белый — символ сакральной чистоты, добрых помыслов, дел. и т. д.

Принимали участие в ритуально-обрядовых действиях все — независимо от национальности и вероисповедания. Например, в поселке Кондома в настоящее время не проживают шорцы, но, по словам местных жителей, интерес к культуре, традициям шорского народа большой и никто не отказался поклониться огню и положить кусочек мяса, повязать ленту. Больше всех радовались дети, которые с удовольствием, загадывая желания, повязывали ленты на священную березу.

На лекциях о культуре шорского народа Антонина Семеновна Тутатчикова и Мария Ахрановна Идигешева рассказывали о значении совершающихся обрядов, о схожести таких ритуалов у многих народов мира. Например, культ дерева — образ мироздания. Дерево вертикально объединяет три «мира»: верхний — небесный, средний — земной и нижний — землю предков. Дерево сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти, оберегает, согревает, раньше даже хоронили в долбленом кедре. Дерево, в недавнем прошлом, сравнивалось с человеком, —  оно дышало, разговаривало, двигалось. При рождении ребенка отец высаживал кедр, чем крепче, выше становилось дерево, тем здоровее и сильнее рос ребенок. Плохим знаком было видеть во сне падающее дерево. В Шории, Хакасии, Алтае, Тыве принято повязывать на священные деревья ленты или красивые полоски из ткани в знак почитания и уважения своих предков.

Примечательно, что многие местные жители были хорошо знакомы с шорской культурой, историей. После каждого концерта проводилась познавательная викторина, посвященная 80-летию образования Горно — Шорского района, составленная Лидией Николаевной Каташевой (учитель русского языка и литературы п. Шерегеш, солистка Народного ансамбля «Ақ Чаяк»). Самые лучшие знатоки получали небольшие призы.

Активное участие в концертной программе экспедиции принял молодежный шорский ансамбль из Спасска «Карлыгаш» (Ласточка), руководитель Крицына Татьяна Николаевна. Они выступили в поселках Спасске и Тарлашке. Ансамбль, который существует три года, показал театрализованный шорский свадебный обряд, где «невеста» — Челбогашева Екатерина (молодой учитель русского, шорского языка и литературы, талантливая молодая поэтесса, п. Спасск) подарила всем зрителям, по традиции медные кольца. Участники «Карлыгаш» исполнили шорский народный танец, а педагоги школы № 13 (п. Спасск) приготовили шорские национальные блюда (шорские пельмени, сушеное мясо, пироги и т. д.), приятно удивив всю экспедицию.

В концертной программе участвовал знаменитый певец Горного Алтая Болот Байрышев, виртуозно играя на малоизвестных древних народных музыкальных инструментах:

— топшур, алтайский двухструнный щипковый инструмент (кай-комус у шорцев), с виду сходный с казахской домброй;

— комус варган (тебир-комус у шорцев), устроен из металлической подковки, с вкованной посреди упругой пластинкой — вибратором, загнутой на конце и называемой язычком, звуки извлекаются ртом;

— Шоор, тип продольной флейты, амбушюрный (с французского означает «рот» — особый способ складывания губ и языка, применяемый при исполнении) инструмент, изготовляется из зонтичных растений, существует у алтайцев, шорцев, хакасов и мн. др. народов мира.

Умением подражать голосам птиц, зверей, Болот Байрышев приводил слушателей в восторг, а звуки горлового пения заставляли задумываться о смысле бытия и «уносили» в далекое прошлое Шории. Программа выступления Болота была насыщенна песнями, рассказами о жизни своего алтайского народа. «Прощальная песня журавля» и «Танец зайчонка» звучали под аккомпанемент шоора, песни «Алас» (Благопожелание народу), «Алтай», «Озеро» и др. — в сопровождении топшура. Особенно запомнилось исполнение на комусах-варганах, привезенных Болотом из Алтая, Якутии, Киргизии, Китая, Кореи. Многие впервые увидели и услышали причудливые народные музыкальные инструменты, которыми профессионально владеет Болот Байрышев — народный певец, музыкант Горного Алтая.

Музыкальным руководителем и аккомпаниатором экспедиции была Зоя Ивановна Танатова (руководитель Народного шорского ансамбля «Ак Чаяк» (Белый цветок). В сопровождении баяна звонко звучали шорские плясовые, частушки, лирические, страдания, песни на шорском и русском языках, которые были понятны всем. Многие участники концертов говорили о необходимости выпуска нотированных песенных шорских сборников из репертуара шорских ансамблей.

Люди, проживающие в «глубинке» (без электричества, магазинов, работы, школ и т. д.) с благодарностью встречали экспедицию и от души дарили цветы, угощая всем тем, чем богата земля Шории. Каждый участник, работая в экспедиции, реально ощутил на себе ответственность за выполнение поставленных задач, миссии, духовно обогатился, получив взамен огромный заряд положительной энергии. В помощь многодетным шорским семьям были собраны вещи силами общественной шорской организации г. Таштагола.

Чтобы добраться до поселков Шор-Тайга, Чазы-Бук, Усть-Анзасс, участникам экспедиции пришлось сплавиться на резиновых лодках по живописной реке Мрассу. Благодаря опытным инструкторам по туризму: Евгении Ивановне Старковой, Любови Сергеевне Каташовой и Виктору Григорьевичу Тыдыякову из станции юных туристов (г. Таштагол), все прошло удачно.

Завершилась экспедиция у подножья священной шорской горы Мустаг (Ледяная гора). Природа Мустага отличается своеобразной дикой красотой. Здесь и черневая тайга, и мохово-кустарниковая тундра, и ярко-пестрые альпийские луга, и пятна снега в летний период, и причудливые нагромождения глыб выветренного гранита. Из снежников берут начало несколько рек (Мытарев А. А. «От Абы до-Яи». С. 116).

Веками поклонялись предки шорцев Мустагу, совершали ритуально-обрядовые действия, только избранные могли подняться на самую вершину. Мало кто знает о существовании на Мустаге «долины шаманов».  По рассказам стариков, самые сильные шаманы Горной Шории поднимались туда, чтобы завершить свой земной путь.

Существует целая система запретов, правил поведения на священной горе, которые необходимо соблюдать, чтобы не заблудиться и остаться в живых. Нельзя громко разговаривать, петь, сквернословить, допускать плохие мысли, рвать без надобности траву, ломать деревья, жечь огонь, оставлять мусор. Боялись и почитали шорцы в древности Мустаг.

Проблемы сохранения священных мест коренных малочисленных народов в мире схожи. Много вопросов и у местных жителей возникают в связи с развитием туризма в п. Шерегеш — боятся пришествия людей, которым здесь ничто не дорого. Хватит ли сил защитить свою природу и защититься самим? Что останется от уникальной природы будущим поколениям?

Горько осознавать свое бессилие в решении многих проблем шорского народа. Святую березу на священном месте у подножья Мустага несколько лет назад вырубили, а вновь посаженная березка не прижилась.

По результатам четырех экспедиций планируется выпуск первой книги о духовной и материальной культуре шорского народа с участием ученых Тугужековой В. Н., Бутанаева В. Я., Кимеева В. М., Старкова Г. П., Косточакова Г. В., Курпешко-Таннагашевой Н. Н., Уртегешева Н. С... Данная книга будет состоять из разделов: обряды, шаманизм, родовые символы, народное творчество, промыслы, жилище и утварь, национальная кухня. В нее войдут стихи Тудегешевой Т. В. и работы молодого шорского художника Александра Мортаева.

Ольга Тенешева, руководитель Центра шорской культуры «Аба-Тура» (г. Новокузнецк)

 

Поделиться