Тадарлар.ру

Его миссия на Земле

Жизненный путь Михаила Анатольевича Тодышева, выдающегося шорского и российского общественного деятеля, эксперта по правам коренных народов российского и международного уровня, позволяет нам быть свидетелями, как формируется новейшая история шорцев и история коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации — непростая история борьбы за права и интересы шорцев и других коренных малочисленных народов. Эта борьба со своими взлетами и падениями, победами и поражениями не прекращается уже на протяжении последних тридцати лет.

Жизнь Михаила Анатольевича Тодышева за эти годы, вместившая множество важных и интересных событий, можно условно разделить на три этапа:

— активная общественная деятельность от председателя Ассоциации шорского народа и главы Совета старейшин шорского народа до вице-президента общероссийской Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (АКМНССиДВ) и директора Центра правовых ресурсов коренных малочисленных народов;

— взаимодействие с рабочими группами, специализированными учреждениями и агентствами ООН — от участия в Рабочей группе по коренным народам до разработки проекта Декларации ООН о правах коренных народов, установления Постоянного Форума по вопросам коренных народов и Экспертного Механизма по правам коренных народов;

— одиннадцать лет работы в Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В 1990 году во время подготовки к 1-му съезду шорского народа, на котором была учреждена Ассоциация шорского народа, члены оргкомитета (А. И. Чудояков, Н. В. Тотышева, В. П. Амзоров, П. Алчин, А. М. Толтаев, А. Я. Чудояков, В. И. Ачелов, Г. Г. Челбогашев, Н. Я. Чудояков и другие) попросили молодого Михаила Анатольевича Тодышева выступить с основным докладом. Это было не столько уважение Михаила Анатольевича, служившего в то время в органах государственной безопасности (КГБ), сколько признание знаний и опыта молодого лидера, предложившего создать общественную организацию шорцев для ведения с органами государственной власти официального диалога с целью привлечения их внимания к проблемам и тяжелому положению шорцев, особенно в деревнях. Отсутствие в таежных поселках электричества и дорог, безработица, алкоголизм, утрата шорского языка, забвение культуры, традиций и обычаев, гибель природы были главными проблемами шорцев. Думающая, образованная и неравнодушная часть народа осознавала, что народ надо срочно спасать, надо решать его многочисленные проблемы.

 В марте 1990 года на 1-ом съезде шорского народа была образована Ассоциация шорского народа. Председателем Ассоциации был избран Георгий Георгиевич Челбогашев, работавший заместителем Главы Таштагольского района по национальным вопросам. Николай Яковлевич Чудояков, избранный позднее депутатом областного Совета народных депутатов, и Михаил Анатольевич Тодышев были избраны его заместителями. На Съезде также были избраны три делегата (Г. Г. Челбогашев, М. А. Тодышев и А. И. Чудояков) для участия в работе первого Съезда народов Севера в Москве. Выступление Михаила Анатольевича Тодышева с трибуны Съезда народов Севера стало первым шагом на пути признания шорцев в качестве одного из малочисленных народов Севера, в отношении которых осуществляются специальные меры государственной поддержки. После этих съездов началась активная работа по всем направлениям: кто-то возрождал язык, кто-то культуру, кто-то работал с органами власти и добивался принятия необходимых законов и нормативных актов.

Надо сказать, что в этот период Михаил Анатольевич Тодышев являлся официальным сотрудником органов государственной безопасности. И свое участие в мероприятиях общественной организации ему приходилось согласовывать с руководством, которое высоко оценивало поддержку своего сотрудника со стороны шорского народа. В целях получения детальной информации о реальной ситуации в отдаленных поселках Горной Шории и состоянии шорского народа в сферах трудовой занятости, сохранения культуры, родного языка, социальной обеспеченности в 1991 году руководством Михаила Анатольевича Тодышева было поддержано предложение депутата Совета народных депутатов Кемеровской области Николая Яковлевича Чудоякова, председателя Комитета по национальным вопросам, совершить ознакомительную поездку по всем отдаленным поселкам Шории. По словам Михаила Анатольевича, он не только впервые увидел, в каких тяжелых условиях живут его сородичи в таежных поселках, но и укрепился в своем убеждении, что у шорцев есть будущее. В нескольких поселках он увидел детей, плохо говорящих на русском языке, но свободно разговаривающих на родном языке. По итогам этой поездки он написал подробную аналитическую справку, материалы которой в последующем легли в основу доклада руководству Кемеровской области и в Москву. Мы помним, что в последующем органами власти Кемеровской области были приняты важные решения по социально-экономическому развитию Шории.

В марте 1992 года в Таштаголе делегаты 2-го съезда шорского народа избирают Михаила Анатольевича Тодышева председателем Ассоциации шорского народа, в связи с чем он принимает решение об увольнении из органов госбезопасности. Сразу после съезда ему передают приглашение А. Г. Тулеева, народного депутата по 46-му Горно-Шорскому национально-территориальному избирательному округу, ехать вместе с ним в Москву на 6-ой Съезд народных депутатов России, чтобы выступить на Съезде по вопросу включения шорцев и телеутов в список народов Севера с целью получения доступа к финансированию из средств Государственной программы социально-экономического и культурного развития малочисленных народов Севера в 1991—1995 годах. После выступления с трибуны 6-го Съезда народных депутатов в апреле 1992 года Михаил Анатольевич Тодышев по поручению А. Г. Тулеева несколько раз выезжал в Москву для подготовки постановления Совета национальностей Верховного Совета РСФСР «Об отнесении шорцев, телеутов, кумандинцев к малочисленным народам Севера», а после его принятия в феврале 1993 года – для разработки и принятия постановления Правительства РФ о включении мест проживания шорцев, телеутов и кумандинцев в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера. Отнесение шорцев к малочисленным народам Севера было выдающимся достижением, которое навсегда закрепило судьбу шорцев в семье коренных малочисленных народов Севера, поскольку у всех у них были схожие проблемы и решать их надо было вместе.

Михаил Анатольевич Тодышев был в гуще всех событий. Он постоянно ездил по Шории, чтобы знать положение дел на местах, ставить вопросы перед органами власти и помогать в решении проблем. В том же 1993 году Ассоциация шорского народа была принята членом Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а Михаил Анатольевич Тодышев, как председатель Ассоциации шорского народа, вошел в состав Координационного совета общероссийской Ассоциации.

Работая председателем Ассоциации шорского народа, Михаил Анатольевич регулярно проводил открытые заседания Совета для обсуждения проблем и стоящих задач, чтобы все знали, чем занимается Ассоциация. Практиковалось проведение выездных заседаний Совета Ассоциации с широким участием всех заинтересованных лиц. Это было реальное самоуправление шорцев, реальная демократия.

Выполняя решение 2-го съезда шорского народа, в 1993 году Михаил Анатольевич Тодышев начал подготовку к 3 внеочередному съезду шорского народа, на повестку которого выносился один вопрос — о восстановлении шорской автономии в форме Горно-Шорского автономного округа. Вместе с членами Совета Ассоциации Михаил Анатольевич проделал большую работу по организации съезда и показал себя блестящим организатором масштабных мероприятий с участием большого числа гостей из других регионов России. В ходе подготовки к съезду Михаил Анатольевич часто выступал в СМИ о необходимости восстановления шорской автономии, встречался с представителями местных и областных органов власти. Делал он это смело, открыто, с выкладкой всех аргументов в отстаивании интересов шорского народа, несмотря на давление на Ассоциацию шорского народа со стороны областных властей. Он был яркий общественный лидер шорского народа, но не всем по душе была его активность. Проводить съезд с такой повесткой было нелегко и небезопасно. Будучи юристом, Михаил Анатольевич Тодышев понимал, что образование шорской автономии возможно только при наличии доброй политической воли у руководства Кемеровской области. Однако в эти годы в Кузбассе существовало мощное противостояние между руководителями исполнительной и законодательной власти, а страна находилась на грани гражданской войны.

Решение Внеочередного съезда, объявившего о шорской автономии, остались без ответа. С председателем Ассоциации шорского народа Михаилом Анатольевичем Тодышевым исполнительные органы власти Кемеровской области перестали сотрудничать, отдельные лидеры шорцев заняли позицию Администрации области, в связи с чем Михаил Анатольевич принял решение завершить работу в должности председателя Ассоциации. Представив отчетный доклад делегатам 4 съезда шорского народа в 1995 году, он объявил о сложении с себя полномочий, хотя делегаты хотели избрать его председателем на второй срок и три раза вызывали его на сцену и просили дать согласие.

Глядя на Михаила Анатольевича Тодышева, его горячее желание изменить жизнь народа к лучшему, его большую работу по объединению людей для решения неотложных задач, многие шорцы также начинали верить в возможность перемен к лучшему и начинали участвовать в шорском общественном движении за возрождение народа, его языка и культуры, традиций и обычаев. У лидера Ассоциации шорского народа была широкая поддержка сородичей по всей Горной Шории. Он тогда говорил, что при такой поддержке способен достичь самых высоких вершин. И дошел…до Организации Объединенных Наций.

В июле 1994 года Михаил Анатольевич Тодышев впервые приезжает в Женеву для участия в работе 12-ой сессии Рабочей группы ООН по коренным народам мира. С этого момента начинается большой и важный этап его жизни, требующий описания в отдельной статье. В Женеве он успешно прошел первое испытание — его избрали вице-председателем Технического совещания по подведению итогов Международного года коренных народов и подготовке Программы мероприятий Международного десятилетия коренных народов мира на 1995—2004 годы. Несмотря на отсутствие знаний английского языка и международного права Михаил Анатольевич Тодышев так отработал с сотрудниками Секретариата Управления Верховного Комиссара ООН по правам человека в течение трех дней, что все последующие годы его заявки на участие в форумах ООН по правам коренных народов находили неизменную поддержку. В эти дни он также подал заявку на аккредитацию Ассоциации шорского народа для участия в деятельности Рабочей группы по разработке проекта Декларации ООН о правах коренных народов. Ассоциация шорского народа получила аккредитацию в числе первых организаций коренных народов из России.

В 1995 году Михаил Анатольевич Тодышев получает приглашение и финансирование на участие в первой двухнедельной сессии Рабочей группы по разработке проекта Декларации ООН о правах коренных народов — важнейшего для всех коренных народов мира международного стандарта. С этого времени Михаил Анатольевич Тодышев идет дорогой эксперта и на сегодня он является признанным экспертом по законодательству о правах коренных малочисленных народов Российской Федерации, является членом экспертных советов двух комитетов Государственной Думы и членом рабочей группы Совета Федерации по совершенствованию законодательства о правах коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

В период с 1995 по 1999 годы Михаил Анатольевич Тодышев повышал свой образовательный уровень правовых знаний, получая второе высшее образование на юридическом факультете НФИ Кемеровского университета, работал директором выставок-ярмарок на ЗАО «Кузбасская ярмарка», с 1997 года исполнял обязанности вице-президента АКМНССиДВ по связям с Рабочей группой ООН по коренным народам и организовывал участие коренных малочисленных народов в работе ее сессий.

С 1999 по 2008 год Михаил Анатольевич Тодышев работает в Москве в должности вице-президента АКМНССиДВ по связям с Рабочей Группой ООН по коренным народам, затем вице-президентом по законопроектной деятельности и директором Центра правовых ресурсов коренных малочисленных народов. Он отстаивает права и интересы коренных малочисленных народов в Государственной Думе, Совете Федерации, Правительстве Российской Федерации, министерствах и ведомствах, добивается принятия законов о гарантиях прав коренных малочисленных народов, о территориях традиционного природопользования, об общинах коренных народов, о рыболовстве, принимает участие в разработке проектов Земельного, Водного и Лесного кодексов РФ, участвует в подготовке проектов постановлений Правительства РФ о Комплексном плане проведения мероприятий Второго Международного десятилетия коренных народов в РФ, Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, консультирует представителей коренных малочисленных народов из разных регионов. Работа эта была обширной, многогранной, требовала большой эрудиции, знаний и опыта. Михаил Анатольевич Тодышев, как никто другой, ответственно выполнял ее, пользовался уважением коренных народов от Мурманска до Чукотки, от Таймыра до Горного Алтая, имел большой авторитет.

Примечательно, что именно Михаил Анатольевич Тодышев является инициатором и организатором первой выставки-ярмарки «Северная цивилизация. Регион-Экспо», проведенной АКМНССиДВ в апреле 2006 года в павильоне «Культура» на ВВЦ в Москве. Сегодня эта выставка-ярмарка стала традиционной и ежегодно проводится в выставочном центре парка «Сокольники» под названием «Сокровища Севера». По словам Михаила Анатольевича, идея проведения выставки-ярмарки возникла после встречи с делегацией из Шории, принимавшей участие в тематической выставке-ярмарке на ВВЦ в 2005 году, куда он был приглашен для приветствия от имени общероссийской Ассоциации.

Следует подробнее рассказать о работе Михаила Анатольевича Тодышева в ООН. С 1994 года он принимал участие в работе сессий Рабочей группы ООН по коренным народам в Женеве и с высокой трибуны ООН говорил о тяжелом положении шорцев и других коренных малочисленных народов Севера.

С 1995 по 2006 год Михаил Анатольевич Тодышев ежегодно участвовал в работе Рабочей группы ООН по разработке проекта Декларации о правах коренных народов. Михаил Анатольевич хорошо помнит, как нелегко было согласовывать некоторые статьи, например, о праве коренных народов на землю, сколько пришлось сделать уступок правительствам, которые затягивали процесс утверждения текста Декларации. Были ситуации, когда в знак протеста коренные народы выходили из зала заседаний, потому что правительства игнорировали предложения коренных народов, какое-то время делегации правительств и коренных народов работали в разных залах, пока не возобладал здравый смысл. Поняв, что разрабатывать международный правовой документ для коренных народов без участия самих коренных народов просто нелепо и бессмысленно, правительства предложили коренным народам вернуться в зал заседаний и продолжить работу вместе.

Шорцы могут гордиться тем, что наш представитель, авторитетный общественный деятель международного уровня Михаил Анатольевич Тодышев принимал участие в работе над проектом Декларации о правах коренных народов мира, которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году. Потом он скажет, что является единственным представителем коренных народов во всем мире, кого Добровольный фонд ООН для представителей коренных народов финансировал 10 лет подряд для его участия в десяти сессиях (из одиннадцати) Рабочей группы по разработке проекта Декларации ООН о правах коренных народов. Декларация ООН о правах коренных народов мира — основополагающий документ, который стоит на защите прав коренных народов и их развития на национальном и международном уровнях.

В 1999—2000 годах Михаил Анатольевич Тодышев участвовал в сессиях Рабочей группы ООН по установлению Постоянного Форума по вопросам коренных народов. Благодаря Михаилу Анатольевичу Тодышеву в перечне семи геополитических регионов мира коренных народов был выделена Россия в качестве самостоятельного региона. После создания Постоянного Форума он принимал участие в его сессиях.

Выступая с трибуны ООН о положении коренных малочисленных народов России, Михаил Анатольевич Тодышев опирается на свои большие знания в области прав коренных народов и его предложения находят отклик и поддержку среди представителей коренных народов мира. В июле 2016 года, выступая на 9-ой сессии Экспертного Механизма по правам коренных народов в Женеве, Михаил Тодышев предложил в качестве темы следующего исследования Экспертного Механизма взять тему «принципа свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов». Данное предложение было поддержано и в 2017 году был проведен экспертный семинар, а проект исследования был представлен на обсуждение участников 11-ой сессии Экспертного Механизма.

Сегодня Михаил Анатольевич Тодышев проводит просветительскую работу по практическому применению Декларации ООН о правах коренных народов и распространению информации о принципе свободного, предварительного и осознанного согласия коренных народов, нашедшем закрепление в девяти статьях Декларации. Как он пишет в своих статьях, Декларация о правах коренных народов принята голосованием Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 году, поддержана всеми государствами (включая Российскую Федерацию) резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в сентябре 2014 и 2017 годов. Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации Декларация ООН о правах коренных народов и содержащиеся в ней принципы являются составной частью правового поля РФ. В резолюциях Генассамблеи оказывается поддержка не только Декларации ООН о правах коренных народов, но и подтверждается обязательство государств по соблюдению содержащихся в ней принципов.

После принятия Декларации ООН о правах коренных народов в жизни Михаила Анатольевича Тодышева наступает новый этап. В январе 2008 года его приглашают на государственную службу в Аппарат Совета Федерации, где он работает на должностях советника, заместителя руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов (2008—2012) и советника аппарата Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (2012—2015). Ему присвоен классный чин государственного советника Российской Федерации 3 класса.

Он занимался разработкой проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», вносил предложения в Водный и Лесной кодексы, а также другие законодательные акты, касающиеся прав коренных малочисленных народов на безвозмездное пользование земельными участками, на обеспечение приоритетного доступа к охотничьим и водным биологическим ресурсам, к промысловым угодьям. Разработанный им в декабре 2014 года проект федерального закона «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» в части образования советов представителей коренных малочисленных народов при главах муниципальных образований принят Государственной Думой в 2015 году. В соответствии с этой нормой закона сегодня в Кемеровской области создаются советы представителей коренных малочисленных народов при главах муниципальных образований.

25 января 2019 года Государственной Думой принят в третьем чтении законопроект, внесенный членом Совета Федерации от Чукотки А. И. Отке, разработчиком которого является Михаил Анатольевич Тодышев. Этот законопроект направлен на установление ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение прав коренных малочисленных народов.

Работая над совершенствованием законодательства о правах коренных малочисленных народов, Михаил Анатольевич Тодышев всегда помнил о Шории, знал о положении шорцев и их проблемах. После ухода с государственной службы на пенсию, он стал чаще бывать в Шории. Здесь живет его мама, которая скоро отметит 90-летний юбилей, здесь живут его дети, внуки и ближайшие родственники. Естественно, что каждый приезд Михаила Анатольевича Тодышева его друзья и единомышленники стараются использовать для проведения с его участием мероприятий общественного движения Совет старейшин шорского народа, почетным членом которого он является. С результатами его вклада в деятельность Совета старейшин за последние два года можно познакомиться на сайте «shor-people.ru».

Так, например, 21 января 2017 года по его инициативе Совет старейшин шорского народа (глава В. С. Куспеков) провел общее собрание с широким участием шорцев Таштагольского района, представителей органов власти и дирекции Шорского национального парка (ШНП), на котором обсуждалось несколько важных вопросов. Один из них — конфликт между шорцами и дирекцией парка. В деревнях, расположенных на территории ШНП, шорцам запрещалось выходить за границы деревни, нельзя было косить траву, выгонять скот, садить картофель, охотиться. Эти вопросы требовали решения. На собрании также были рассмотрены вопросы об охотничьих угодьях в Шории и об образовании территории традиционного природопользования (ТТП) в Кемеровской области (КО).

По итогам этого представительного собрания было направлено обращение в Министерство природных ресурсов (МПР). Михаил Анатольевич Тодышев подготовил предложения по вопросу внесения изменений в Положение о ШНП с учетом предложений шорской общественности и летом 2017 года в Москве обсуждал их на встрече с работниками МПР. В новом Положении о ШНП, к сожалению, не все предложения были учтены, а только часть. Так, была выделена зона традиционного экстенсивного природопользования — более 70 процентов от общей площади ШНП. Но, по-прежнему, нельзя по течению реки Мрассу ездить на моторных лодках и заниматься рыболовством без разрешения ШНП, а за разрешение надо платить. Эту работу придется продолжить и вновь обращаться в МПР, чтобы внесли очередные изменения в Положение о ШНП.

По охотничьим угодьям в Шории было подготовлено и отправлено обращение Губернатору А. Г. Тулееву с просьбой — в охотничьих билетах охотников из числа шорцев и телеутов производить отметку об осуществлении традиционной охоты свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления (статья 19 Закона об охоте и приказ МПР). Департамент по охране объектов животного мира Кемеровской области в ответе на данное обращение пояснил, что никаких отметок не будет производиться пока не будут внесены изменения в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Кемеровской области, в который сегодня включены только населенные пункты. По закону охота в населенных пунктах запрещена.

Говоря об охоте, Михаил Анатольевич Тодышев приводит пример, когда охотничье-промысловые угодья на территории Междуреченского городского округа были выставлены на аукцион и (при наличии подложных подписей жителей поселков Ортонской сельской территории) отданы в долгосрочную аренду на 25 лет. Более 70 шорских охотников фактически отданы в «батраки» новому охотопользователю.

В Схеме закрепленных охотничьих угодий Кемеровской области, утвержденной Губернатором А. Г. Тулеевым в 2016 году, нет ни одного слова про коренные народы — шорцев и телеутов, как будто они не существуют. В обращении к Губернатору Совет старейшин шорского народа также высказывает просьбу урегулировать этот вопрос.

Следует напомнить, что начиная с 2009 года шорцы добиваются включения в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов вместо населенных пунктов — муниципальные образования (Междуреченский и Мысковский городские округа, Таштагольский и Новокузнецкий муниципальные районы). Ведь понятно, что традиционной хозяйственной деятельностью (охотой, рыболовством и другими) невозможно заниматься в пределах поселка. Большинство регионов давно включило в этот Перечень муниципальные районы и городские округа. Однако Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области выступает против, так как, по мнению руководителей Департамента, в этом случае «автоматически будет прекращена всякая хозяйственная деятельность и упадет налогооблагаемая база», чего быть на самом деле не может. В итоге нарушаются права шорцев, закрепленные в федеральном законодательстве. Шорской общественности надо уже в который раз просить главу региона — нового Губернатора КО Сергея Цивилева, направить в Правительство РФ обращение о включении в вышеуказанный Перечень муниципальные районы и городские округа.

На общем собрании Совета старейшин шорского народа 21 января 2017 года также рассматривался вопрос «Об опыте образования территории традиционного природопользования регионального значения в Республике Хакасия». В России в различных регионах, например, в Ненецком, Ханты-Мансийском автономных округах, Республике Саха (Якутия) и других, созданы и работают территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов регионального и местного значения, накоплен богатый опыт их образования и функционирования. 21 октября 2016 года в Республике Хакасия была созданы ТТП шорцев в Аскизском и Таштыпском районах. К разработке Положения о ТТП был привлечен Михаил Анатольевич Тодышев. Благодаря ему были значительно расширены границы ТТП за счет земельных участков лесо- и охотопользователей, находящихся в долгосрочной аренде. После создания ТТП для шорских охотников впервые определены квоты по добыче охотничьих животных для удовлетворения личных нужд. Хозяйствующие субъекты, заходящие на ТТП, договариваются с органами местного самоуправления и общинами шорцев об условиях их деятельности, чтобы не нарушать правовой режим ТТП, заключаются соглашения о выплате компенсаций.

Советом старейшин шорского народа было направлено обращение Губернатору КО А. Г. Тулееву с просьбой о создании ТТП. Ответ на обращение пришел от начальника Департамента культуры и национальной политики Л. Т. Зауэрвайн, в котором говорилось о том, что Департамент культуры совместно с комитетом по образованию, культуре и национальной политике Совета народных депутатов КО разрабатывают проект закона о внесении изменений в закон КО № 42-ОЗ «О коренных малочисленных народах Кемеровской области» в целях приведения его в соответствие с федеральным законодательством в части ТТП и только по итогам принятых изменений можно будет переходить к практическим делам по образованию ТТП. Надо напомнить, что шорцы обращались уже не раз с просьбами об образовании ТТП в Кемеровской области (Ю. К. Токмашев, А. Е. Бекренев, В. Ф. Кадымаев) в 2001—2002 годах и в 2015 году, но безрезультатно.

Получив ответ, Совет старейшин направил второе обращение губернатору А. Г. Тулееву в январе 2018 года, в котором просил создать межведомственную комиссию с участием руководителей департаментов природных ресурсов и экологии, лесного комплекса, охраны объектов животного мира, глав муниципальных образований, областных депутатов, Совета старейшин шорского народа для согласования вопросов по образованию ТТП «Шория» и разработки Положения о правовом режиме ТТП регионального значения. По мнению Михаила Анатольевича Тодышева, разрабатывавшего законопроект о ТТП в новой редакции (2014—2015), «сегодня нет никаких препятствий для образования ТТП регионального значения на лесных землях Кемеровской области. Все полномочия по включению таких земель в границы ТТП и утверждению Положения о правовом режиме ТТП у Губернатора есть». Получается, нет только доброй воли, чтобы помочь шорцам в отдаленных деревнях, чтобы они могли свободно заниматься на своей исконной земле традиционной хозяйственной деятельностью и сохранять традиционный образ жизни — основу сохранения этноса, его языка и культуры. Таким образом, прошло два года с момента обращения к главе региона об образовании ТТП, а практическая работа по образованию ТТП еще не началась.

29 ноября 2018 года шорцы и телеуты узнали из СМИ и удивились, что в Совете народных депутато КО состоялось заседание межведомственной рабочей группы по обсуждению проекта закона о внесении изменений в закон №42-ОЗ в части полномочий исполнительных органов власти по образованию ТТП регионального значения. Законопроект разработан Департаментом культуры и национальной политики КО. Оказалось, что никто из шорцев и телеутов не был привлечен к разработке законопроекта, их касающегося. Положение исправила председатель комитета по образованию, культуре и национальной политике Совета народных депутатов КО И. Ф. Федорова, которая предоставила шорцам и телеутам 7 декабря 2018 года в Мысках проект закона для внесения в него своих предложений. Предложения от Совета старейшин шорского народа о полномочиях исполнительного органа власти были подготовлены Михаилом Анатольевичем Тодышевым с учетом тех полномочий, которые закреплены в федеральных законах о коренных малочисленных народах.

Совет народных депутатов Кемеровской области в конце декабря 2018 года отправил на доработку в Департамент культуры и национальной политики законопроект о внесении изменений в закон №42-ОЗ с учетом поступивших в Совет народных депутатов предложений шорских и телеутских общественников о полномочиях исполнительного органа Администрации Кемеровской области — Управления по делам коренных малочисленных народов, который они предлагают создать в структуре Администрации КО.

Последние годы в Кузбассе сложилась конфликтная ситуация населения с угольными разрезами, которые загрязняют окружающую среду и не дают людям нормально жить. В связи с этим 25 августа 2018 года новый министр Министерства природных ресурсов Д. Н. Кобылкин провел в Новокузнецке совещание с руководителями угольных предприятий с целью снижения экологического вреда от открытой добычи угля. В составе делегации был президент АКМНССиДВ, депутат Госдумы РФ Г. П. Ледков, который также выступил на совещании, так как у угольных разрезов есть большие проблемы с шорцами и телеутами. Во время выступления Г. П. Ледкова в присутствии ВРИО Губернатора С. Е. Цивилева был озвучен перечень проблем шорцев и путей их решении. Один из вопросов — о создании при губернаторе Общественного совета представителей коренных малочисленных народов КО, был решен положительно. Состав совета в настоящее время формируется, затем он начнет свою работу. Однако, как всегда, никто из представителей шорцев и телеутов до сих пор не имеет представления о Положении этого совета, так как их не привлекали к его разработке. История о разработке документов, касающихся прав и интересов шорцев и телеутов, без их непосредственного участия, повторяется.

Еще один пример — в декабре 2017 года в области была утверждена Программа социально-экономического развития коренных малочисленных народов Кемеровской области на 2018—2020 годы, разработанная Департаментом культуры и национальной политики, а коренные малочисленные народы об этом узнали только в августе 2018 года.

Таковы непростые взаимоотношения шорцев с Администрацией Кемеровской области, которая не желает обеспечивать права шорцев, закрепленные в законах. Власть забывает, что по Конституции РФ источником власти является народ и надо прислушиваться к его мнению, Общественность должна обладать полной и достоверной информацией о деятельности власти. Лишь тогда власть будет пользоваться доверием у общества, а, значит, будет эффективной и сильной. Можно опять привести пример с Шорским национальным парком. Если бы были учтены все предложения общественности и внесены в новое положение о ШНП, то жизнь людей уже давно значительно облегчилась. Все это говорит о неэффективной работе власти России на всех уровнях — федеральном и региональном и с этим надо что-то делать. В первую очередь народу надо добиваться прозрачности работы власти, так как власть существует за счет налогов, которые собирают с народа, а потому должна отчитываться за них и за свою работу перед обществом.

В августе 2018 года Михаил Анатольевич Тодышев организовал семинар с шорской и телеутской общественностью, посвященный выработке предложений в проект разрабатываемой Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области «КУЗБАСС — 2035». В этом проекте Стратегии не было ни слова о шорцах и телеутах, хотя они проживают на 1/3 части Кузбасса и именно на этих землях осуществляется добыча угля и железной руды, обеспечивающая значительную часть поступлений в бюджет области.

В Стратегию «Кузбасс — 2035» было предложено включить в качестве составной части Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Кемеровской области на период 2018—2025 годы, разработанную организациями шорцев и телеутов, а также включить в Программу социально-экономического развития коренных малочисленных народов Кемеровской области на 2018—2020 годы электрификацию таежных поселков и комплексное развитие Шории, так как 39 шорских поселков до сих пор не имеют постоянного электричества. Также предложено дополнить Стратегию «Кузбасс-2035» предложением о необходимости осуществления деятельности недропользователей не только с соблюдением экологического стандарта, но и с соблюдением прав человека и прав коренных народов.

Такова масштабная работа, проведенная Михаилом Анатольевичем Тодышевым в Шории за последние два года. И это кроме большой работы на федеральном уровне в качестве эксперта и члена рабочих групп и экспертных советов профильных комитетов в Государственной Думе и Совете Федерации, а также в Ассоциации КМНССиДВ.

В 2018 году многие шорские и российские общественные организации выдвинули Михаила Анатольевича Тодышева кандидатом в члены Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов на 2020—2023 годы. Сам факт его выдвижения говорит о признании коренными малочисленными народами России его огромного вклада в борьбу за права коренных народов, за его искреннее желание улучшить жизнь самых незащищенных и обездоленных коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В этом его миссия на Земле.

Любовь Чульжанова,
31.01.2019

Добавить комментарий