Бронтой Янгович Бедюров21 марта 2007 года выдающемуся алтайскому поэту и общественному деятелю Бронтою Янговичу Бедюрову исполнилось 60 лет. Бронтой Янгович Бедюров навсегда вошел в историю шорцев как «крестный отец» шорской писательской организации. Будучи секретарем правления Союза писателей России, он сделал все, чтобы в октябре 1996 года в Горно-Алтайске на выездном секретариате Союза писателей России впервые в истории пять представителей шорского народа были приняты в Союз писателей России. Это  Н. Е. Бельчегешев, М. К. Каучаков, Г. В. Косточаков, Л. И. Чульжанова и Л. Н. Арбачакова. В 1997 году была создана Шорская организация Союза писателей России. Это было выдающимся историческим событием в жизни шорцев, язык которых находится на грани исчезновения. На протяжении всех 10 лет становления и развития организации шорских писателей Бронтой Янгович Бедюров помогал своим мудрым словом, поддерживал в трудные минуты.

Бронтой Янгович Бедюров родился в большой семье поэта-фронтовика в селе Онгудай, что в центре Алтая. С 1967 по 1972 годы учился в Литературном институте имени Горького в Москве, затем в аспирантуре Института Востоковедения. В центральной печати его стихи были опубликованы в 1968 году, когда ему был 21 год, а через три года как яркий талантливый алтайский поэт он был принят в Союз писателей Советского Союза. Б. Я. Бедюров работал корреспондентом газеты «Алтайдын Чолмоны», председателем телерадиокомитета, секретарем писательской организации, председателем республиканского комитета печати и информации, избирался народным депутатом. В настоящее время является председателем правления Союза писателей Республики Алтай, секретарем правления Союза писателей России и членом исполкома МСПС.

Все творчество Бронтоя Янговича Бедюрова проникнуто любовью к прекрасной родине — Алтаю, и родному народу. Сам Великий Дух Алтая подвигнул его на духовный подвиг во имя жизни, добра и красоты. Вот какие прекрасные слова об Алтае он написал в предисловии к книге «Слово об Алтае» (том 4, 2007 г.):

«При древних и мудрых напевах топшуура, под вещий рокот, под скорбь и печаль его струн я думаю, вспоминая весь долгий-долгий путь моего многострадального народа . . .

О, Алтай мой, великий и вечный Алтай!

Испокон веку, со времен легендарных, «стерегущих золото грифов», описанных еще Геродотом, изначальных предков племен теле и тюкю, ты, Алтай, был золотой колыбелью, твердыней и оплотом, суровой и прекрасной землею-родиной, нашей опорой, надеждой и верой.

... О, если бы узнать чуть-чуть, хоть немного, хоть искринку того, когда и как ты, Алтай, стал для нас, твоих сыновей и твоих дочерей, тем беспредельным и необъятным, тем, чем живем и дышим, сочетая в себе все — и Отчизну, и Землю, и Мир, и Дух! Да, вместе и воедино все это — Алтай, сущность и совокупность.

... И не следует ли из того, что только тогда можно будет познать Алтай и его Дух, если эти наши, живые пока, сердца будут биться не врозь, как прежде, а вместе, в один созвучный лад, сомкнувшись и собравшись в единый и целостный Дух? А такое произойдет, станет возможным только тогда, когда сумеем преодолеть испытания, тяжкие и неотступные, когда превозможем праведным сердцем, благостным словом, недреманным оком заклятье веков, наложенное на душу и сердца наши, в час означенный...»

— 2 —

Кроме литературы и активной общественной деятельности в рамках страны, Бронтой Янгович Бедюров много сил и времени отдает научной деятельности, занимаясь историей, этнографией, фольклором и литературоведением народов Центральной Азии и Саяно-Алтая. Он автор более 20 книг на алтайском и русском языках.

В конце 80-х—начале 90-х годов по инициативе Бронтоя Янговича Бедюрова были подготовлены и изданы и тем самым возвращены читающим потомкам произведения зачинателей алтайской письменной литературы конца 19-го-начала 20-го веков: М. В. Чевалкова, И. М. Штыгашева, М. В. Мундус-Эдокова, П. А. Чагат-Строева, Г. И. Чорос-Гуркина и других. Это книги: «Мудрый богатырь» (1987) и «Памятное завещание» (1990). Уже тогда шорцы были в поле зрения Бронтоя Янговича Бедюрова. Так, обращаясь в 1994 году за финансовой помощью на издание книги произведений И. М. Штыгашева, первого шорского писателя, в связи с его 110-летием со дня рождения к губернатору Кемеровской области М. Б. Кислюку, он писал, обосновывая свою просьбу: «Иван Матвеевич Штыгашев, по нынешней этнической классификации, принадлежит одновременно трем братским народам алтайцам, хакасам и шорцам. Это был замечательный самородок, человек острого, пытливого ума, глубокой культуры. Его природный талант, помноженный на христианские добродетели и образованность, дал добротный сплав. Талантливый публицист и лингвист, он отменно владел шорским, сагайским и алтайским наречиями тюркского языка, а русский был языком, на котором он писал и творил. Его роль и значение в составлении и собирании знаменитого «Словаря алтайского и аладагского наречий тюркского языка» В. И. Вербицкого, классического труда, вошедшего в золотой фонд тюркологии, не оценены достойно по сей день, так же, как и значение его переводов на шорский и сагайский (предтечи нынешнего хакасского) языки христианских произведений в бытность его деятельности в Кузедеевском и Матурском отделениях Алтайской православной миссии.

Разумеется, нынешнее этнокультурное положение «кузнецких людей» — абаларов, а по-современному и не совсем точному обозначению — шорцев, не позволяет еще сполна поднять, осмыслить и освоить свое духовное наследие. Вот почему совместными усилиями мы могли бы содействовать в издании книги великого сына шорского народа, о котором большинство из них, к сожалению, едва ли имеет представление». Бронтой Янгович обращался за финансовой помощью и в Хакасию, но, к сожалению, книга И. М. Штыгашева не была издана из-за отсутствия денег.

Впервые автор этих строк увидела и познакомилась с Бронтоем Янговичем Бедюровым в 1994 году, когда он приехал по приглашению на 4-ый съезд шорского народа. Прекрасный оратор, он выступил на съезде с яркой речью. Помню, как во время перерыва наш поэт Николай Егорович Бельчегешев и я подошли к Бронтою Янговичу,  и Николай Егорович подарил ему свои стихи. Бронтой Янгович дал мне небольшое интервью. Особенно покорило тогда Бронтоя Янговича выступление кайчи Михаила Кирилловича Каучакова.

Видимо, после съезда Бронтой Янгович Бедюров решил помочь шорцам. Им были написаны статьи «Кто поможет шорцам?» (о поэте Николае Бельчегешеве) и «Горы стонут» (о кайчи Михаиле Кирилловиче Каучакове) , которые были опубликованы в «Литературной России». Статьи были написаны с большой любовью и болью за шорцев. Затем в июне 1995 года по его инициативе и приглашению алтайских писателей кайчи М. К. Каучаков и я побывали на древней земле Алтая на 70-летии выдающегося алтайского кайчи Алексея Григорьевича Калкина. А уже через две недели большая делегация шорцев из Таштагола, Мысков и Междуреченска, в составе которой были певец Анатолий Тунеков, ансамбли «Отчагаш» и «Ойун», активисты общественного движения, приняли участие в грандиозном празднике «Эл Ойын-95» в Улагане. Это были незабываемые поездки. На «Эл Ойын» мы ехали через весь Алтай среди бурлящих горных рек и величественных гор со снежными вершинами. Незабываемы гостеприимство алтайцев, встречавших нас в селениях и в самом Улагане, поселивших нас в больших палатках для гостей, кормивших нас. Грандиозность и великолепие праздника, на котором с большим успехом выступил шорский певец Анатолий Тунеков, остались в нашей памяти на всю жизнь. Алтай нас покорил навсегда.

Главным вкладом Бронтоя Янговича Бедюрова в возрождение шорского народа был прием шорцев в Союз писателей России, после чего была создана Шорская организация Союза писателей России. Понимая в каких труднейших условиях живут шорцы и пытаются сохранить свою культуру и язык, он всей душой  и всегда — с нами. Мы это знаем и благодарны ему.

Любовь Чульжанова
2007 год

Поделиться