15 мая 2004 года в ДК «Горняк» города Ташгагола прошел областной фестиваль детского творчества коренных малочисленных народов Кемеровской области «Элим». Гран При фестиваля получил телеутский ансамбль «Эрке» из села Беково, первые места среди солистов завоевали Татьяна Шипееева (старшая группа, г. Новокузнецк) и Маша Кушакова (младшая группа, г. Таштагол) .

Жюри оценивало выступления детей как с точки зрения мастерства, так и верности национальным традициям. Членами жюри были представители шорской общественности и специалисты по хореографии, вокалу, инструментам из Кемеровской Академии культуры и искусств. После завершения фестиваля жюри высказало свои критические замечания руководителям детских коллективов:

— участникам надо помнить цели фестиваля, чему он посвящен. Ансамблю «Эрке» удалось дать концентрированное голосовое представление о культуре своего народа, чего нельзя сказать о шорских ансамблях, у которых нет шорского духа. (Г. В. Косточаков).

— смутили костюмы. То-ли это от безысходности или из-за материальных трудностей. Под эстрадную музыку не надо выходить в народном костюме, это нужно не уважать себя.

— приятно соприкоснуться с песенно-танцевальной культурой малочисленных народов. Танец был всегда украшением праздников. Смутил подход к танцу. Не оправдало сочетание танца и песни. Беден танцевальный материал. Танцы не несли никакой эстетики, не были исполнены грамотно и эмоционально. Не надо позориться. Уровень тот же. Хотелось бы, чтобы руководители помнили, что имидж коллектива должен быть тщательно продуман.

— хорошо, что звучат народные инструменты. Но все было слабо. Профессионализма не услышал. Будет интереснее, если будут звучать квартеты, квинтеты.

— дети красиво одеты, но почему без головных уборов? Надо обратить внимание на обувь, у одного из участников обувь была на два размера больше. По вокалу выросли коллективы из Новокузнецка. Мыски выступили слабее, хотя не надо было терять планку, которую достигли. Почему пение одноголосное, так было всегда? Если было многоголосие, его надо сохранить. На каждой территории есть комитеты культуры. Надо было в течение 20 минут показать лучшее, что есть в вашем городе. Фестиваль — это праздник, а его не получилось. Надо много работать, чтобы о нас так не говорили. (М. В. Сербегешева).

Критика прозвучала во многом справедливая. Жюри подходит к оценке коллективов очень строго и профессионально. Слово для руководителей, к сожалению, не было предоставлено, а жаль, может быть, кто-нибудь сделал бы хорошие предложения по изменению ситуации с фестивалем.

В связи с резкой критикой возникает вопрос: а сможем ли мы поднять уровень профессионализма детей в тех условиях, в каких существуют ансамбли:

— без достаточной материальной базы (имеется в виду отсутствие средств на костюмы, обувь, фонограммы, микрофоны и т. д., не говоря уже о поездках на другие фестивали, хотя бы с целью учебы) ;

— без полного набора специалистов, ведь сегодня, чтобы профессионально выступать, нужно в первую очередь большое трудолюбие детей и работа с ними специалистов: вокалистов, хореографов, режиссеров, которых во многих ансамблях нет. В лучшем случае в коллективе есть какой-нибудь один специалист, а этого сегодня недостаточно.

А еще нужны хорошие песни, которые кто-то должен сочинить, танцы, которые надо поставить, и при этом всегда помнить, что должен быть «богатый танцевальный материал» и  «шорский дух». Вряд ли в ближайшее время мы будем иметь все, что необходимо, чтобы выступления детей        на сцене были достойные и зрелищные, а уровень исполнения высокий. Надо создавать условия для нормальной работы ансамблей. На энтузиазме далеко не уедешь и жюри надо было бы помнить об этом прежде, чем бить по рукам руководителей. Им и без того нелегко.

Все это совсем не означает, что детские ансамбли должны из-за этого распуститься. Надо продолжать работать, так как самая главная цель их создания — это приобщение детей к шорской культуре, общение детей между собой и получение радости от этого общения.

Любовь Чульжанова
2004 год

Поделиться