С любовью к Шории!

Будет ли решен земельный вопрос в Шории?

Статья написана 19 мая 2020 года

«Коренные народы имеют право на земли, территории и ресурсы, которыми они традиционно владели, которые они традиционно занимали или иным образом использовали или приобретали» (Декларация ООН о правах коренных народов, ст.26)

Из года в год в Кемеровской области из-за бездействия властей не решается главная проблема шорцев – вопрос по земле, то есть не создаются территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов (ТТП). Законодательная база для этого имеется — не хватает доброй воли и желания со стороны областной власти. Это происходит на протяжении около 20 лет – с того времени, когда был принят закон о территориях традиционного природопользования в 2000 году. Несмотря на усилия шорских общественных организаций и общин, которые не устают обращаться к губернатору с просьбами о создании территории традиционного природопользования в Кемеровской области вопрос до сих пор не решен. Хотя от решения этого вопроса во многом зависит устойчивое развитие шорского этноса.

Областные власти — губернатор и департамент культуры и национальной политики (с 2020 года Министерство), не могут признать, что у коренных малочисленных народов особая неразрывная связь с землей, и они никогда не откажутся от своей земли, будут за нее бороться всеми законными методами и никогда не смирятся с тем, что на родной земле, где они живут испокон веков, создали такой уклад жизни и культуру, которые не нарушают хрупкого равновесия в природе, не наносят ей непоправимого ущерба, им не разрешают заниматься традиционной хозяйственной деятельностью: охотой, рыболовством, сбором дикоросов. Зато, не учитывая их мнения и не спрашивая согласия коренного народа, отдают эти земли под открытые угольные разработки и вырубку леса, которые наносят непоправимый ущерб исконной среде обитания шорцев.

Во всем мире признана особая роль коренных народов в сохранении окружающей среды. В 1992 году была принята Декларация ООН по окружающей среде и развитию. В ней сказано: «Коренные народы и их общины призваны играть важную роль в рациональном использовании, а также улучшении окружающей природной среды в силу их знаний и традиционных практик. Государство обязано признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечивать их эффективное участие в достижении устойчивого развития».

В Правительстве РФ понимают, что без решения проблем коренных малочисленных народов, и в первую очередь их многочисленных экологических проблем, о которых коренные народы заявляют в ООН и СМИ, в России может значительно упасть экспорт сырья, добываемого с большими экологическими нарушениями в местах проживания коренных малочисленных народов, и тогда ей будет трудно удержаться на плаву. В этой связи видится уместным направленные весной 2020 года письма Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) по регионам России с просьбой сделать отчеты о состоянии коренных малочисленных народов, о работе Советов представителей коренных малочисленных народов при губернаторах и об актуализации Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов (далее Перечень мест ТП и ТХД).

Интересно, какие отчеты ушли из Кемеровской области в ФАДН? Неужели такие же, какие Россия отправила в Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации в 2018 году по поводу ликвидированного угольщиками поселка Казас — о том, что в Кузбассе все решения областной власти принимаются с учетом принципа предварительного, свободного осознанного согласия шорцев и телеутов, что не соответствует действительности. Для департамента культуры и национальной политики (до 2019 года начальник Л. Т. Зауэрвайн, с 2019 М. А. Евса) характерно принимать решения, касающиеся прав и интересов коренных малочисленных народов, без учета их мнения и часто бездействовать и не решать проблемы, о которых постоянно напоминают коренные народы.

В Кемеровской области именно Перечень мест ТП и ТХД стал главным камнем преткновения. Как понятно из названия правительственного документа, в Перечне должны быть указаны места традиционного проживания и места традиционной хозяйственной деятельности шорцев (охота, рыболовство, сбор дикоросов, пчеловодство, огородничество), но компетентные специалисты областной администрации поняли его по-своему и включили в него только места традиционного проживания, то есть отдельные шорские поселки, а вот места традиционной хозяйственной деятельности включать не стали. Не включили именно территории, на которых шорцы испокон веков охотятся, рыбачат, собирают дикоросы, то есть ведут традиционное природопользование, которое является элементарным неотъемлемым правом человека. Спрашивается — где должны шорцы охотиться и собирать дикоросы, чтобы обеспечить свое выживание в деревнях, где царит безработица? Не в границах же поселков, а за пределами своих мест проживания — на межселенной территории. Казалось бы, все понятно — надо включать в Перечень ТП и ТХД не отдельные поселки, а целые муниципальные районы и городские округа, но в департаменте культуры и национальной политики понять этого не желают. Мало того, так из Перечня ТП и ТХД были исключены некоторые шорские поселки, что стало неприятной новостью для его жителей и шорской общественности.

Шорцы совершенно на законных основаниях требуют включить в Перечень ТП и ТХД (раздел «Кемеровская область») вместо отдельных населенных пунктов — муниципальные образования (Междуреченский, Мысковский, Осиниковский, Новокузнецкий и Калтанский городские округа, Таштагольский и Новокузнецкий муниципальные районы), где исторически проживает коренное население. Большинство регионов России давно включило в этот Перечень муниципальные районы и городские округа.

Кемеровской области надо было последовать примеру других регионов, однако Департамент культуры и национальной политики Кемеровской области продолжает упорствовать и выступает против включения в Перечень ТП и ТХД муниципальные образования, так как по мнению руководителей Департамента в этом случае «автоматически будет прекращена всякая хозяйственная деятельность и упадет налогооблагаемая база», чего быть на самом деле не может, так как для этого нет никаких законных оснований. В итоге такого упорства нарушаются права шорцев, закрепленные в федеральном законодательстве и это все отражается на их жизни вполне конкретно — если живешь в поселке, который не вошел в Перечень ТП и ТХД и в котором царит безработица, то, значит, не имеешь права на получение социальной пенсии, а охотник не может свободно заниматься традиционной охотой, чтобы обеспечивать питанием свою семью, не имеет права на бесплатную заготовку древесины и безвозмездное пользование земельными участками. А ведь раньше шорцы имели охотничьи угодья, часто далеко от поселков, в которых жили. Да и сегодня уходят охотиться за десятки километров от дома.

Как известно из истории с 1926 по 1939 годы на землях традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности шорцев существовал Горно-Шорский национальный район по территории равный Армении. После его ликвидации в 1939 году в результате бурного промышленного освоения Кузбасса шорцы влачили жалкое существования, так как этническое развитие резко замедлилось и началась ассимиляция народа в среде большого количества пришлого русскоязычного населения. И только через 50 лет в 90-х годах 20 века началось возрождение народа и его медленное развитие.

24 февраля 1993 года благодаря усилиям председателя Ассоциации шорского народа Михаила Анатольевича Тодышева шорцы были отнесены к малочисленным народам Севера. Это историческое событие определило дальнейший ход истории шорцев на десятилетия вперед, так как на них начала распространяться государственная поддержка, которой до этого не было, и законодательство, касающееся прав малочисленных народов Севера, в частности Указ президента РФ о неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера от 1992 года, а в октябре 1993 года постановлением Правительства РФ территории компактного проживания шорцев (поселки и национальные сельсоветы) были включены в уже существовавший Перечень районов проживания малочисленных народов Севера. Вместе с другими коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНССиДВ) за 30 лет шорцы прошли большой путь достижений и потерь, надежд и разочарований, получили огромный опыт борьбы за свои права и интересы.

И сегодня, имея огромный опыт работы в области защиты прав коренных малочисленных народов, шорцы не хотят и не могут мириться с тем неуважением к их правам, которое они видят со стороны исполнительного органа государственной власти Кемеровской области, уполномоченного решать проблемы шорцев – департамента культуры и национальной политики, который вместо решения проблем чинит препятствия.

В качестве аргументов преждевременности и нецелесообразности решения вопроса включения в Перечень ТП и ТХД муниципальных образований департамент приводит не имеющие законных оснований доводы:

необходимо обязательное проведение этнологической экспертизы, хотя еще нет ни федерального, ни регионального закона или нормативного акта об этнологической экспертизе. В департаменте культуры и национальной политики с 2004 года ежегодно закладывается в бюджет финансирование в размере около 400 тысяч рублей на проведение этнологических экспертиз в муниципальных образованиях юга Кемеровской области. Исследования проводит одна и та же организация — Лаборатория этносоциальной и этноэкологической геоинформатики Кемеровского государственного университета (руководитель В. В. Поддубиков, кандидат исторических наук). Результаты экспертизы в распечатанном виде никто из представителей шорцев и телеутов не видел, кроме отдельных научных статей В. В. Поддубикова в интернете. На основании этих исследований лаборатории установлены отрицательные показатели по наличию представителей коренного населения, ведущих традиционный образ жизни. На основании этого департамент культуры и национальной политики считает нецелесообразным и преждевременным включение в Перечень ТП и ТХД муниципальных образований. Получается, что департамент проводит ежегодные экспертизы, выделяет на это большие средства из бюджета, чтобы шорцы не могли воспользоваться своими правами на традиционное природопользование.

необходимо разработать механизм определения и отвода земель, использующихся коренными народами, так как эти земли автоматически выводятся из хозяйственного оборота, что влечет сокращение налогооблагаемой базы региона. На это можно возразить очень просто — нет ни в стране, ни в области законов, устанавливающих ограничения или запрет на деятельность промышленно-хозяйствующих субъектов в местах традиционной хозяйственной деятельности.

требуется на федеральном уровне утверждение регламента отнесения территорий к местам ТП и ТХД. Ответ на это также очень прост — Правительство РФ утверждает Перечень ТП и ТХД по представлению органов государственной власти субъектов РФ, то есть, какие места ТП и ТХД представит субъект РФ, то и будет включено в Перечень и не нужен никакой регламент. Все эти «экспертизы», «механизмы отвода земель, «регламенты», которые придумывает департамент культуры и национальной политики, — лишь наведение тумана в вопросе включения ТХД в Перечень.

В 2018 году ФАДН в письме по вопросу включения в Перечень ТП и ТХД ответил Совету старейшин шорского народа: «… представление органа государственной власти субъекта РФ, содержащее информацию о социально-экономических, финансовых и иных последствиях внесения изменений в Перечень, в соответствии с законодательством РФ, является единственным основанием для инициирования внесения изменений в Перечень».

В 2019 году по инициативе Совета старейшин шорского народа и при поддержке президента Российской Ассоциации КМНССиДВ Г. П.  Ледкова был создан Совет представителей коренных малочисленных народов при губернаторе Кемеровской области, в который вошло более 20 членов: представителей областного правительства и муниципальных образований, представителей шорцев и телеутов. Первое заседание состоялось в октябре 2019 года под председательством первого заместителя губернатора В. Н. Телегина. Шорские активисты озвучили проблему создания ТТП и вопрос о включении в Перечень ТП и ТХД муниципальных районов и городских округов. На этой встрече почти исторического значения была создана Рабочая группа по актуальным вопросам устойчивого развития коренных малочисленных народов Кемеровской области под председательством заместителя губернатора по вопросам культуры, спорта и туризма С. И. Алексеева, которая на своем заседании 20 февраля 2020 года приняла решение — министерству культуры и национальной политики и департаментам по охране объектов животного мира, Лесного комплекса, природных ресурсов и экологии создать межведомственную группу по образованию территории традиционного природопользования. Этого решения шорцы ждали 20 лет с момента принятия федерального закона о территориях традиционного природопользования, а если учесть, что сам закон не принимался около 10-ти лет и Российская Ассоциация КМНССиДВ добивалась принятия его, то получается, что шорцы ждали решения о создании ТТП 30 лет! Но надо понимать, что от намерения создать ТТП до реального воплощения этого решения может пройти еще немало времени.

Возможно письма ФАДН, направленные весной этого года в регионы по поручению Правительства РФ как-то помогут сдвинуть с мертвой точки решение проблем коренных малочисленных народов Кузбасса, не решавшихся десятилетиями. В связи с этими запросами ФАДН заместитель губернатора Алексеев С.И. 6 мая 2020 года направил письмо, касающееся ТП и ТХД, главам муниципальных образований области, в котором говорится: «…прошу проработать вопрос и направить свои предложения по включению изменений и дополнений по Вашему муниципальному образованию в указанный Перечень. Формирование пакета предложений должно проходить с учетом мнения коренного малочисленного народа, проживающего в муниципальном образовании». Это письмо говорит о том, что, наконец-то, лед тронулся, что не напрасной была работа Совета старейшин шорского народа и других общественных организаций, неоднократно и настойчиво обращавшихся в органы власти. Теперь многое зависит от того, как пойдет работа на местах, как сработают муниципальные власти и шорская общественность в довольно сжатые сроки.

Сегодня всем здравомыслящим людям понятно, что не решать проблемы коренных народов, которые имеют особый правовой статус, не получится. И тот, кто этого не понимает и при этом еще и мешает на пути устойчивого развития коренных народов, должны отойти в сторону, потому что это диктуется логикой самой жизни. 21-ый век будет веком коренных малочисленных народов и им воздастся сторицей за все их мучения и страдания, которые они претерпели в 20 веке, за их великое терпение и неугасающую надежду на лучшее.

Автор
Общественный деятель, публицист, поэт, член Союза писателей РФ
Опубликовал
Автор и разработчик сайта tadarlar.ru

Комментарии

Обратная связь