Геннадий ЧелбогашевНесмотря на молодость, Геннадий Челбогашев является одним из ведущих архитекторов России. Он побеждал на многих международных, российских конкурсах, его проекты признаются лучшими в Петербурге, который по праву считается архитектурным центром России, так как здесь работают лучшие архитекторы страны.

Геннадий Челбогашев родом из глухой шорской деревни Кезес, откуда также родом наш всемирно известный спортсмен, многократный чемпион мира по боксу среди-профессионалов Юрий Арбачаков. Геннадий и Юрий вместе росли, учились и являются друзьями с детства. После окончания средней школы-интерната №5 в городе Междуреченске, Геннадий Челбогашев уехал в Кемерово, где закончил с отличием архитектурно-строительный техникум, затем продолжил обучение в Ленинграде в Академии художеств, которую закончил с золотой медалью. У молодого архитектора были предложения работать в Германии, преподавать в родной Академии, но Геннадий приехал на родину в надежде найти достойную работу по профессии, но не получилось, и он вернулся назад и стал преподавать в Академии художеств. Наряду с преподавательской деятельностью участвовал в различных архитектурных конкурсах и очень успешно. Как талантливый молодой архитектор получал Президентскую стипендию. В 1995 году он стал лауреатом 4-го Международного смотра-конкурса лучших архитектурных произведений года и 3-го Российского фестиваля «Зодчество-95» за проект Православного храма во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи на Пискаревском кладбище. В 1998 году его проект Храма во имя Сретенья Господня в городе Санкт-Петербурге был отмечен Дипломом на Российском фестивале «Зодчество-98» и 6-ом Международном смотре-конкурсе.

В 1998 году в Петербурге состоялся конкурс на памятник И. С. Тургеневу, в котором участвовало 9 авторских коллектива. Самые высокие оценки жюри получила работа, представленная группой авторов (скульпторы В. Д. Свешников и Я. Я. Нейман, архитектор Г. К. Челбогашев). В 2001 году памятник был установлен на Манежной площади, в районе которой часто бывал великий русский писатель.

В 2000 году Союз архитекторов Петербурга признал лучшим проект Геннадия Челбогашева «Культурно-торговый центр в деревне Сярьги Всеволожского района» (Сярьги — это элитный поселок в пригороде Петербурга, где дома от 200 до 1000 кв.м. с большими участками земли от 10 соток до гектара и более, но нет социальной инфраструктуры).

Дипломом Международной ассоциации союзов архитекторов стран СНГ на очередном смотре в Баку был отмечен проект Никольской церкви архитекторов Геннадия Челбогашева и Анны Генераловой.

Петербург всегда славился своей неповторимой архитектурой. Но перед ним, также как и перед другими городами, стоит проблема безликости новых районов. В этой ситуации особое значение приобретают конкурсы, на которых можно найти удачные идеи и находки. В 2000 году по запросу администрации Калининского района Петербурга был проведен конкурс «Памятник жертвам радиационных аварий и катастроф». На этом конкурсе первое место заняла работа Геннадия Челбогашева. Для трагедии возможной только на исходе 20 века, должны были быть найдены особые выразительные средства и Геннадий Челбогашев их нашел. Об этом написано в журнале «Дизайн и строительство» за 2000 год.

Простая геометрическая форма Черного Куба (высотой с трехэтажный дом) с апокрифическим текстом-предупреждением по четырем граням обращена ко всем сторонам света. Это послание всему человечеству. Бассейн, наполненный песком, в который помещен куб, создает неожиданное ощущение перехода от живой природы к безжизненной пустыне вечности. Четыре мостика образуют тонкую, как сама жизнь, связь внутреннего пространства памятника с внешним миром. Внутреннее пространство решено в виде храма памяти, украшенного рельефами-символами жертвам трагедии. Убранство храма вне конфессионально (ведь география радиационных катастроф обширна, и от них страдают не только христиане) и является символом памяти героизму людей, сражавшихся с последствиями ядерных катастроф. Свет сквозь прорези букв и верхний фонарь проникает во внутреннее пространство памятника. Сдержанность и строгость решения, характерные для монументальней традиции Петербурга нашли новое воплощение. Геннадий Челбогашев считает, что его памятник — не надгробный обелиск с именами героев. Он несет грандиозное символическое значение. Это напоминание о том, что человечество борется не только с природными стихиями, но и с силами, которые оно же и разбудило; одновременно — и предупреждение об ответственности за свое дерзновение, и памятник человеческому мужеству и самоотверженности".

Уже после конкурса начались интриги — администрация Калининского района отдала предпочтение проекту, занявшему второе место, автор которого для решения задачи использовал вполне «типовой» набор мемориальных элементов: каменный портал, стоящий в глубине парка, сухое деревце, расколотые ступени. Все в целом привычное и узнаваемое, но не формирующее уникальное архитектурное пространство. Петербург заслуживает более интересных решений, чем серая безликость повторений. Администрация Калининского района объяснила свое решение технической и финансовой стороной вопроса (плохой грунт, из-за которого нежелательно применение массивных форм, и стоимость памятника должна быть около 3 миллионов рублей, а проект Геннадия Челбогашева не вписывается в эти условия).

Три года назад Геннадий Челбогашев открыл свою архитектурную мастерскую в центре Петербурга. К своим творениям Геннадий относится, как детям, ревниво отслеживает, как они претворяются в жизнь, старается, чтобы не были допущены отклонения от проекта.

Недавно стало известно, что авторскую группу памятника И. С. Тургеневу, в числе которой и Геннадий Челбогашев, планируется выдвинуть на соискание Государственной премии России.

При всех своих достижениях и авторитете среди архитекторов страны, Геннадий Челбогашев остается любящим свою родину — Горную Шорию, радушным и гостеприимным человеком.

Любовь Чульжанова
2001 год

Поделиться