Афанасий Васильевич Рыжкин

кайчи — шорский сказитель героических сказаний

Афанасий Васильевич РыжкинПочти всю жизнь Афанасий Васильевич Рыжкин (1924 г. р.) прожил в Новом Улусе (по-шорски Шанаголе). Сюда вернулся после войны. Женился на Елизавете Майнаковой из поселка Бородино, сам построил дом. Здесь же родились и выросли его шестеро детей: два сына и четыре дочери. Работал возчиком, а потом бурильщиком в геологоразведке. Во время войны служил в НКВД — охранял железно-дорожные тоннели на Байкале. «До войны, — вспоминает Афанасий Васильевич, — здесь, в Косом Пороге (Сарыгколе) были шорские колхозы, и на месте, где сейчас Чеболсу, была колхозная пашня. В поселках жили шорцы. Раньше была другая жизнь, и шорцы другие были. За каких-то 50 лет они совсем изменились, спиваться стали. Раньше на шорских вечеринках пьяных не было, хотя водка и даже спирт были, но было стыдно прийти пьяным. Да и не принято было пить надо-не надо водку. А вот работать хорошо и веселиться от души тогда умели и любили».

В 12 лет Афанасий Васильевич самостоятельно освоил балалайку, а с 14 лет стал нарасхват как хороший музыкант: девушки сами за ним приходили, чтобы увести на вечеринку. С балалайкой он был неразлучен всю жизнь. Любил петь под ее аккомпанемент шорские песни и частушки, которых он знал очень много. В пятьдесят лет захотел играть на комусе и рассказывать шорские сказки, которые любил и знал еще с детства, в основном от кайчи Ивана Михайловича Рыжкина, брата отца, который жил в Косом Пороге. Всего в репертуаре кайчи 7 сказаний. Афанасий Васильевич сам сделал комус, сначала из ели, потом из кедра. Один комус подарил начинающему кайчи Михаилу Кирилловичу Каучакову, чтобы он рассказывал сказки под комус.

Сейчас Афанасий Васильевич петь не может, так как больное сердце не дает, только на комусе играет. А раньше пел просто так: любому, кто приходил в гости и просил рассказать сказку. Принимал он участие и в Пайрамах. «Сказку я обычно начинаю с разговора с богатырем, — рассказывает Афанасий Васильевич. — Захожу к богатырю, здороваюсь с ним, говорю, что я сказочник из Нового Улуса и пришел, чтобы вместе с ним ехать в дальний путь. Богатырь заулыбается, наденет кольчугу, сядет на коня, а я рядом. Вот так, как войдешь в дорогу богатыря, так и идешь с ним вместе. Много испытаний выпадает на долю богатыря, а кайчи всегда вместе с ним».

Афанасий Васильевич сожалеет, что молодежь не знает своего языка, многие пьянствуют. Как отучить народ от пьянства — он считает большой проблемой шорцев.

Подрастает внук у Афанасия Васильевича — Рустам Рыжкин, который с его помощью освоил балалайку, а теперь и комус. Нравится это Рустаму, глядишь — и пойдет по стопам деда. Ведь возрождение шорской культуры невозможно без участия молодежи, без передачи опыта и знаний от старшего поколения младшему. А кому, как не сыновьям и внукам, продолжать дело отцов и дедов?

Любовь Чульжанова

Об аудиозаписи сказания «Алтын Кылыш» (Золотая Сабля)

Запись была произведена А. И. Чудояковым от кайчи А. В. Рыжкина в феврале 1986 года в поселке Новый Улус. Запись была сделана на несовершенной технике тех лет, в полевых условиях, соответственно качество записи низкое, начало записи тихое, много шумов, которые невозможно устранить. Данная аудиозапись представляет собой великую ценность, поскольку, ни А. И. Чудоякова, ни А. В. Рыжкина уже нет в живых, да и в целом шорская эпическая традиция уже прервалась.

Краткое содержание

Герой сказания богатырь Алтын Кылыш (Золотая Сабля) — сын старого богатыря Алтын Каана (Золотого Кагана-Хана) и Ак Коян (Светоносной Зайчихи). Родился он «ни живым, ни мёртвым». Не растёт, не развивается, всё маленьким остаётся. У него два старших брата: Большой Наппа и Малый Наппа (Большой и Малый Ламы). Почувствовав приближение своей смерти, старик отец вызвал к себе двух старших своих сыновей и велел им всё его наследство разделить так: двум старшим братьям — одну долю, мадшему брату — две доли. Велел после своей смерти сделать его самым главным в чурте-народе, Вскоре Алтын Каан умер. Вслед за мужем умерла и его жена Ак Коян. Братья ходили на охоту, после очередной охоты на 9-ый день ребёнок сел в колыбели и заговорил. Он напомнил о том, что велел им отец, и поскольку братья не хотят о нём заботиться, потребовал свои две доли наследства. Братья согласились поделиться, но медлили, поскольку брат был очень мал, он попросил лучшего коня, дали ему паршивого жеребёнка-клячу. Мальчик сел на клячу, плюнул, сказал, что никогда больше сюда не возвратится.

33 дня голодный мальчик ехал, проехал жёлтое море, подъезжает к серебряному морю, на берегу которого много скота и народа, и стоит золотой дворец. Входит во дворец и видит там девушку толщиной в 9 обхватов, а косичек на ней 40. Она варит руками, ногами шьёт. Увидев девушку, мальчик себя увидел, засмущался, понял, что он — голый. Девушка заулыбалась и дала ему красную рубаху.

Посадила его за стол, дала много еды. З9 столов яств съел, 39 бочек айрана выпил, вырос во взрослого человека. Слышит, заржал конь. Вышел наружу и видит, что рядом с его клячей стоит бело-сивый конь с шестислойными крыльями. На Коне золотое седло и серебряные удила, панцирь в 9 слоев и с 6 цепями. Мальчик вернулся во дворец и у видел свои доспехи. Одел их и превратился в богатыря, Стал Алтын Кылышем, ездящим на бело-сивом коне с шестислойными крыльями.

А имя той девушки оказалось Алтын Сабак (Золотой Стебель). Алтын Кылыш женился на Алтын Сабак не раздумывая. Они легли в золотую кровать, пробыли там 9 дней и ночей.

Алтын Кылыш решил отправиться на охоту в горы. Охранять свой чурт-поместье оставил двух стражей в чугунных доспехах-куяках. Велел не пускать в чурт никого ни  с Верхнего мира ни с Нижнего. Немного погодя от синего облака отделился синий ястреб-кёк картыга с мягкими крыльями и залетел в тюндюк-дымоход дворца. Ястреб пробыл во дворце три дня. Стражи спорили, сказать ли хозяину про ястреба, но старший страж пересилил младшего, они промолчали, когда хозяин вернулся с охоты. Но Алтын Кылыш всё знал, он саблей порубил стражей на куски. Дома пил айран и не смотрел на свою жену. Второй раз отправился на охоту Алтын Кылыш. Снова прилетал ястреб в отсутствие хозяина. Снова стража ничего не сказала хозяину. Узнав о новой измене жены, Алтын Кылыш вновь порубил двух лживых стражей. Дома вновь стал пить. Девять лет пил. Выпил весь айран. Загорелся как огонь, запылал как пламя. И умер.

Через 3 дня появились Медная Шебелдей н Кёк Картыга. Алтын Сабак, которая оказалась представительницей Нижнего мира, уже приготовила вещи, вместе они погнали белый скот в землю Черного Айны (в Нижний мир).

Бело-сивый конь Алтын Кылыша, оплакивая хозяина, рыдал 30 дней, повторял, что не нужно было ему брать в жёны случайную девушку, потому и беда случилась из-за этого прегрешения. Нужно было брать только суженную данную Богом. Бело-сивый конь побежал искать суженную Алтын Кылыша, которая сможет оживить Алтын Кылыша.

Конь пришёл в землю, где жила девушка Алтын Кас (Золотая Гусыня), суженная Алтын Кылыша, вернулся назад с Алтын Кас наверху. Конь и Алтын Кас оживили Алтын Кылыша — кровью и отваром с небесной травой. Алтын Кылышу девушка понравилась. Она просит: — Ты меня домой отпусти возьми с благословением. Он не отпускает, сделал женой, чем совершил второе прегрешение. Вызвали к себе родственников Алтын Касс, чтобы справить той-свадьбу. Едет Кара Мюккю, старший брат Алтын Кас, на коне с 90 саженей. Увидев своего старшего брата, жена просит встретить добрыми словами, но Алтын Кылыш на свата даже не посмотрел, чем также прегрешил.

Тогда Алтын Кас посоветовала спуститься в Нижний мир и отомстить Алтын Сабак и Кёк Картыге. Алтын Кылыш так и сделал, спустился в Нижний мир и победил мужчин в поединке. И светлый вернулся к своей Алтын Кас.

Источник: DVD-диск: Культурное наследие шорского народа.
© ЮНЕСКО, © АКМНСС и ДВ РФ, © НГОО «Шория», © Н. М. Печенина