Абинские татара называют сами себя Абинцами: под названием же сим разумеется коренной народ: ибо слово Аба значит на татарском языке отца. В прежние времена жили они на Томи, около Кузнецка, по чему они и место сие и ныне называют аба Тура т. е. отечеством: но, как телеуты из Белых гор перешли в нынешние их места, то слабейшие Абинцы не хотели быть вытеснены в Северную сторону, но пошли по Томе в верх в высшие горы, в коих они живут еще и ныне при двух Томских реках, а именно Кондоме и Мразе. Они разделяются на несколько аймаков или колен, но все вообще платят подать только с небольшим за сто луков или душ.

В рассуждении виду, душевных качеств, внутренняго своего устроения, нравов, языка, счисления времени и обрядов сходствуют Абинцы с телеутами совершенно, и тако же, как они держатся Шаманского богослужения: по чему и надобно принять к ним то же самое, что сказано о Телеутах.

У Абинцев есть зимняя деревня, а у некоторых и летния юрты. Дворы их малы, а хижины самыя бедныя, бревенчатыя и из хворосту выплетенныя. Они стоят до половины в земле; и свет проходит в них большим дымным отверстием в крытом землею жердчатом потолке. Внутри есть обыкновенныя полати и камелек или только очаг. Когда достаточнейшие люди для обильнейшего скоту своему пастьбы перебираются летом в другие места, то живут в небольших неудобных юртах, совсем подобным телеутским. Домашний их скарб и ествы точно такие, как и у языческих Телеутов, но еще скуднее. Кроме хищных зверей едят они и падалыдину. Хлеб и курмач мелют в жерновах, которые не кругом вертят, но только из стороны в сторону качают.

Мужчины заплетают волосы, как Калмыки, на самой макушке, в тройную косу. Во всем прочем, в отношении к мужскому и женскому одеянию, сходны с содержащими языческий закон Телеутами.

Промыслы их состоят в скотоводстве, звериной ловле, плавлении железа и землепашестве. Землепашество у них не знатное: мало кто в оном упражняется и пашни таковых земледельцов едва могут величиною сравнятся с знатными огородами, и по тому вместо сохи они употребляют заступы. Скотоводчество их во всем подобно Телеутскому, но еще меньше онаго и следовательно недостаточное. Звериная ловля есть главное их дело, по тому наипаче, что всякая дичина полезна им в разсуждении как шкур, которыми они и подушной свой оклад очищают, так и мяса.

Не все, однакож многие из них, упражняются в кузнечном деле, и по тому издревле славны: да и город Кузнецк, построенной между Абинцами от Россиян по завоеванию Сибири, по тому так и назван. Абинцы плавят железные руды, которые находят они в поверхности гор слоями или в болотах своих под дерном. Плавильное их заведение едва ли может быть простее. Плавильная печь делается в зимной хижине и состоит в гемисферическом на пядень углублении глинистого пола в избе, у которого находится на одной стороне для действования двумя мехами небольшое отверстие. Яма покрывается круглою горбатою вьюшкой из глины, у которой в самом верху есть отверстие пространством дюйма в два. Когда плавят, то наполняют печь такими мелкими угольями, какие только сквозь отверстия проходить могут, и оныя поджигают. А как они совсем разгорятся, то при беспристанном раздувании мехами бросают по переменно сквозь отверстие в печь то уголья, то по небольшому количеству изтолченной мелко руды. Часа в полтора выходит руды около трех фунтов. Вскрывши печь, очищают они переплавленную руду от огарков биением оной деревянными поленьями. Из выплавленного таким образом железа куют они на каменных наковальнях железными молотами железцы к стрелам и заступам: больше продают невыделанного железа Российским кузнецам.

И. Г. Георги,
«Шорский Сборник», Кемерово, 1994 год.

«Описание всех в Российском государстве обитающих народов, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд». — Спб., 1776, ч. 2. (В статье сохранены стиль и орфография оригинала, исключая «ъ»).

Поделиться